Дисертація висвітлює процес становлення і розвитку педагогічної науки і, зокрема,
однієї з її галузей - дошкільної педагогіки. На основі аналізу архівних матеріалів,
оприлюднених джерел, психолого-педагогічних часописів та низки перших концепцій,
теоретичних розробок, узагальнені основні тенденції і обгрунтовані причини та потреби
розвитку дошкільних закладів (захоронок) різного підпорядкування на межі ХІХ - ХХ
століть.
Важливе місце в дисертаційній роботі відводиться концепціям відомих вчених і
практиків Я.Давіда та А.Шицувни - "наука про речі" та "психологічне вивчення дітей".
Визначено і розкрито теоретико-методичні та організаційні засади навчально-виховного
процесу у різних типах навчальних закладів створених офіційними структурами
(освітніми управліннями воеводств), благодійними та релігійними товариствами (при
різних жіночих монастирях) та світськими особами.
В дисертації розглядається також проблема підготовки дітей до школи в умовах
спеціально змодельованого процесу дошюльного виховання, яке грунтується на
використанні спадщини польської теорії і практики дошкільної педагогіки.
Проведені емпіричні дослідження дозволили вирішити такі завдання: дослідити
доцільність сконструйованих перших методів діагностування дітей; апробувати систему
занять, спрямованих на підготовку дітей до; школи; виявити ефективність впливу
експериментальних методик на визначені якості дитини; розкрити особливості
залежності розвитку дитини від взаємодії компонентів "вихователь - дитина - батьки".
Автором представлені авторські розробки дидактичних засобів із врахуванням
специфіки дошкільної освіти.
Диссертация содержит разработанную автором новую теорию учебно-воспитательного
процесса подготовки детей дошкольного возраста к школе, теоретически обоснованную
и зкспериментально апробированную систему обучения и развития детей 6 -7 летнего
возраста.
Диссертация раскрывает особенности становления и развития педагогической
науки в Польше и одной из ее отраслей - дошкольной педагогики на стыке 19-20 веков.
В результате анализа архивных материалов, опубликованных источников,
психолого-педагогической периодики и журналов выявлены и обобщены основные
тенденции и обоснованы причины, потребности развития дошкольных учреждений
(захоронок) в новых исторических условиях существования польской нации.
Особое место в диссертации отводится концепциям выдающихся ученых конца 19 -
начала 20 века - Я.Давида и А.Шицувны, которые внесли существенный вклад в
развитие теории и практики национального дошкольного воспитания. Разработанные
ими концепции обучения и развития детей дошкольного возраста ("наука о предметах" и
"биографический" метод) стали одним из весомых явлений научно-исследовательской
мысли и педагогической практики на стыке двух веков, Установлено: концептуальными
основами взглядов Я.Давида на воспитание дошкольников является гуманизация,
индивидуализация, взаимосвязь с миром природы и предметов, с окружением людей;
сущность основных положений А.Шицувны заключается в том, что обучение и
подготовка ребенка должна опираться на диагностику его знаний, умений и опыта. При
зтом существенную роль играют познание, представление, речь и перцепция.
Учитывается, что успешность обучения дошкольников в значительной мере
определяется уровнем овладения ими общенаучными злементами о мире, природе,
человеке, родственных связях.
Одним из направлений исследования было определение функций и задач семьи в
системе подготовки ребенка к школе, которые обусловливаются с позиций
общественных потребностей и индивидуального развития, интересов воспитанника;
выявление и обоснование основных правил домашнего воспитания как ориентира для
родителей и гувернеров.
Предложенная система подготовки детей дошкольного возраста к школе включает
несколько важных требований: диагностика ребенка, создание
змоционально-комфортной среды, учет индивидуальных особенностей и интересов
детей, использование игры и игровой деятельности. При зтом мы опираемся на
положения педагогов прошлого: игра для детей младшего школьного возраста - зто
развлечение, для детей старшего дошкольного возраста - зто отдых. Объединив зти две
позиции, мы нашли оптимальный вариант: играя – обучай. В такой ситуации игры
превращаются в активный метод влияния на содержание и характер деятельности
ребенка, на его змоциональную сферу, интеллектуальные особенности и физическую
подвижность. Функции игр могут усиливаться за счет использования в них различных
предметов и, в частности, игрушек, которые по типологии можно отнести к разным
группам: дидактические, воспитательные, стимулирующие, познавательнне,
терапевтические.
Змпирическая проверка выявленных методик и совокупности педагогических
условий, обеспечивающих их зффективность, осуществлялась с помощью учебных
ситуаций и игр. Это позволило решить следующие задачи: исследовать
целесообразность сконструированных на стыке веков методов диагностирования детей;
апробировать систему занятий, направленных на стимулирование развития детей в
период их подготовки к школе; определить зффективность влияния зкспериментальных
методик на выделенные нами качества детей; раскрыть особенности зависимости
развития ребенка от взаимодействия компонентов "воспитатель - родители - ребенок".
Основные результаты работы нашли применение в дошкольных учреждениях разных городов и сел Краковского воеводства.
The process of school preparation of children in the conditions of modelled pre-school
education, based on the usage of Polish pre-school pedagogy heritage was examined in the
work.
The dissertation contais researches on the process of development of pedagogical sciences and
pre-school pedagogy. On the basis of analysis of archive materials, psychological and
pedagogical magazines, the main trends in the development of pre-school institutions
(okhronka) were defined.
An large part of the work is devoted to the conceptions of wide-known scientists and
practitioners Ya.Dawid and A. Shitsuvni, “science about things” and “psychological study of
children”. It reveals theoretic methodical and organizational basis educational process in
different types of institutions: official ones, charity communities and temporal persons. Trends
of influence of family environment on children development in general and their pre-school
training in particular were found out.
The results of newly-used, transformed methods of Ya. Dawid and A. Shitsuvni are presented
and the effectiveness of their usage in pre-school education system was proved.
Didactic means for pre-school education are presented.