DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15500
Title: Формування досвіду музично-виконавської діяльності у студентів вузів культури
Authors: Хлєбнікова, Ольга Валеріївна
Keywords: досвід музично-виконавської діяльності
фахова підготовка студентів
спеціальний інструмент
опыт музыкально-исполнительской деятельности
специальная подготовка студентов
специальный инструмент
experience of musical-performing activity
special preparation of students
special instrument
Issue Date: 2001
Publisher: Редакційно-видавничий центр товариства "Знання" України
Citation: Хлєбнікова О. В. Формування досвіду музично-виконавської діяльності у студентів вузів культури : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ольга Валеріївна Хлєбнікова ; наук. кер. О. О. Ільченко ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 22 с.
Abstract: У дисертаційному дослідженні розглянуто проблему формування досвіду музично-виконавської діяльності як складової фахової підготовки музикантів-інструменталістів у вищих навчальних закладах культури. Визначено критерії сформованості досвіду музично-виконавської діяльності у студентів, обгрунтовано складові компоненти формування досвіду музично-виконавської діяльності та експериментально апробована у навчальному процесі викладання дисципліни “Спеціальний інструмент” методика формування досвіду музично-виконавської діяльності за запропонованою схемою.
В диссертации впервые опыт музыкально-исполнительской деятельности рассматривается как составная часть профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений культуры, раскрывается его сущность, содержание и структура. Исследование выполнено на примере дисциплины “Специальный инструмент”. Автор вводит в научный обиход понятие “опыт музыкально-исполнительской деятельности” как сущносную характеристику личности исполнителя, что отражает высший уровень овладения этой деятельностью, который достигается путем глубокого освоения музыкально-теоретических знаний, умений и навыков. В работе определены структура, критерии и уровни сформированности опыта музыкально-исполнительской деятельности у студентов, обоснованы составные компоненты его формирования. Структура опыта музыкально-исполнительской деятельности состоит из компонентов: умения осуществлять музыкально-теоретический и исполнительский анализ произведения; умения овладевать технологией исполнения музыкального произведения; психологическая готовность к исполнению произведения; умения анализировать, контролировать и корректировать исполнение музыкального произведения; умения качественно интерпретировать музыкальное произведение. Критерии сформированности опыта музыкально-исполнительской деятельности заключались в наличии: умений анализировать музыкальное произведение и обосновывать его интерпретацию;умений оперировать музыкально-теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в процессе освоения технологии исполнения и воссоздания художественного содержания музыкального произведения; умений самонастраивать эмоции и психофункциональный фон (термин Цагарелли Ю.А.) в процессе исполнения музыкального произведения; умений самостоятельно анализировать, контролировать и корректировать исполнение музыкального произведения; технико-исполнительского мастерства, исполнительской надежности и артистизма. Анализ экспериментальной работы по изучению состояния сформированности опыта музыкально-исполнительской деятельности у студентов музыкальных специализаций ряда высших учебных заведений культуры Украины позволил констатировать тот факт, что процесс формирования данного опыта как важнейшего фактора профессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов отсутствует в поле зрения педагогов и не реализуется в учебном процессе. Исследователем предложено использование в процессе специальной подготовки исполнителей-инструменталистов оптимальной организации обучения, способной обеспечить качественную взаимосвязь изучения специальных дисциплин з соответствующей направленностью на формирование опыта музыкально-исполнительской деятельности. Составными компонентами процесса формирования опыта музыкально-исполнительской деятельности являются три блока: блок теоретического и исполнительского освоения музыкального произведения (элементы: познание музыкального произведения (музыкально-теоретический и исполнительский анализ произведения), освоение нотного текста музыкального произведения (освоение технологии исполнения, освоение художественного содержания произведения); блок практической музыкально-исполнительской деятельности (элементы: исполнительская деятельность в учебном процессе (освоение психологических особенностей музыкально-исполнительской деятельности, овладение умениями и навыками аналитико-корректирующей деятельности); концертные выступления (реализация художественной концепции музыкального произведения в звучании, установление эмоционально-психологической взаимосвязи со слушателями); блок изучения опыта музыкально-исполнительской деятельности (элементы: освоение основных принципов работы с произведением преподавателя (освоение особенностей технологии игры, освоение особенностей работы над художественным образом), изучение особенностей концертной деятельности известных музыкантов (анализ концертных выступлений, определение и анализ вариантов интерпретации произведений). В основу методики формирования опыта музыкально-исполнительской деятельности положено взаимодействие способов педагогического влияния на студентов: формирующие задания, которые отражают все этапы исполнительского освоения музыкального произведения; использование учебного репертуара; анализ исполнительского опыта выдающихся музыкантов прошлого и современности; самооценка качества исполнения, его коррекция з постепенным приближением к предполагаемому идеалу исполнения; самостоятельная аналитическая деятельность; творческие задания; индивидуальные занятия в классе “Специального инструмента”; концертные выступления студентов. Внедрение оптимальной организации обучения позволило обеспечить целенаправленное формирование знаний, умений и навыков, которые содержат все компоненты опыта музыкально-исполнительской деятельности в соответствии с определенными критериями. Результаты экспериментальных исследований позволили сделать вывод об эффективности использования в процессе специальной подготовки исполнителей-инструменталистов оптимальной организации обучения, направленной на формирования опыта музыкально-исполнительской деятельности. Автором выявлена позитивная динамика качественного роста уровня специальной подготовки исполнителей-инструменталистов вуза культуры. Теоретический и эмпирический материал диссертации может быть использован в научно-исследовательской, исполнительской и педагогической деятельности в области музыкального искусства.
The thesis research considers the problem of experience formation of musical-performing activity as a constituent part of special preparation of musicians instrumentalists in the higher educational institutions of culture. Criteria of experience formation of musical-performing activity of the students are determined, constituent components of formation process of musical performing activity are based and metodology of experience formation of musical performing activity on the enclosed scheme is experimentally tested in the educational process of subject “Special instrument”.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15500
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
100310584.pdf238.65 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.