DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15499
Title: Формування економічного мислення підлітків у процесі навчально-трудової діяльності
Authors: Лукаш, Світлана Вікторівна
Keywords: економічне мислення
навчання
педагогічні умови
зміст
методи
діяльність
задачі
экономическое мышление
обучение
педагогические условия
содержание
методы
деятельность
задачи
economic thinking
pedagogical conditions
tanager
activity
tasks
Issue Date: 2001
Publisher: Видавництво "Айлант"
Citation: Лукаш С. В. Формування економічного мислення підлітків у процесі навчально-трудової діяльності : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Лукаш Світлана Вікторівна ; наук. кер. В. М. Великий ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 20 с.
Abstract: Дисертацію присвячено проблемі формування економічного мислення підлітків. Економічне мислення розглядається як процес опосередкованого й узагальненого пізнання явищ економічної дійсності в їх суттєвих властивостях, зв’язках та відношеннях, який відбувається на основі готовності до їх осмислення, завдяки використанню прийомів розумової діяльності, і завершується формуванням економічних знань, їх переходом у переконання та реалізацією в практичній діяльності. Структурно економічне мислення представляє єдність мотиваційного, змістового, операційного та дієво-практичного компонентів. В дисертації розкрито сутність, основні риси та критерії рівня сформованості у школярів економічного мислення. Теоретично обгрунтовано педагогічні умови, які забезпечують підвищення успішності формування економічного мислення підлітків у навчальному процесі. На цій основі побудовано методику формування економічного мислення підлітків на уроках трудового навчання, експериментальна перевірка якої підтвердила її ефективність.
Диссертация посвящена проблеме формирования экономического мышления подростков. Экономическое мышление рассматривается как процесс опосредствованного и обобщенного познания явлений экономической действительности в их существенных связях и отношениях, который осуществляется на основе готовности к их осмыслению, благодаря использованию приемов мыслительной деятельности, и заканчивается формированием экономических знаний, их переходом в убеждения и реализацией в практической деятельности. Экономическое мышление нельзя определить как проявление общих норм мышления на определенном содержательном материале. Термин “экономическое” обозначает не отдельный вид мышления, а направленность, стиль, образ мышления, своеобразное видение окружающего мира, концентрацию экономических установок и знаний, способов умственных и практических действий. Экономическое мышление имеет единый для всех форм мышления арсенал логических средств, но своеобразие экономической деятельности определяет особенности экономического мышления, обусловленные постановкой ее целей и выбором средств их достижения. В диссертации раскрыта сущность, основные черты, структурные компоненты и критерии уровня развития у школьников экономического мышления. Специфика экономического мышления раскрывается совокупностью черт, которые ему свойственны. Основными среди них являются: научность, реалистичность, конструктивность, масштабность, гибкость, ориентация на экономическую эффективность, учет требований социального характера, оптимизм, уверенность в своих силах и завтрашнем дне. Структурно экономическое мышление представляет единство четырех компонентов: мотивационного, содержательного, операционного и действенно-практического. Методологически и дидактически обосновывается процесс формирования экономического мышления подростков в учебном процессе. Экономическое мышление объективно возникает, существует и развивается только как специфическая деятельность личности при решении проблем, что обуславливает деятельностный подход к его формированию. Под деятельностью понимается психическая и физическая активность человека, которая регулируется осознанной целью. Ведущим видом деятельности учащихся является учебно-трудовая деятельность, под которой мы понимаем деятельность, связанную с воссозданием общественно-полезных про-дуктов (материальных и идеальных) и направленную на приобретение знаний, умений и навыков для последующего их использования на практике Дидактическое обоснование процесса формирования экономического мышления подростков предусматривает выделение педагогических условий, которые повышают его эффективность. Достичь высокого уровня сформированности экономического мышления можно при условии: логичного построения содержания экономического образования, заложенного в учебных предметах; обеспечить аналитически-оценочный подход в его моделировании, способах изложения и усвоения учебного материала, переориентировать процесс усвоения экономических знаний с восприятия на активную практическую и интеллектуальную деятельность учащихся. Реализация этих условиях предполагает внесение изменений в содержание и процесс обучения. Необходимо: периодически обновлять содержание экономического образования; определить систему основных экономических дидактических элементов, установить их взаимосвязи и логические мыслительные операции и практические действия, благодаря которым они могут быть усвоены. Оптимальным вариантом реализации этих требования является представление содержания экономического образования в виде системы познавательных задач. Обоснованные педагогические условия формирования экономического мышления подростков в учебном процессе были конкретизированы в методику формирования экономического мышления школьников на уроках трудового обучения. Результаты экспериментально-исследовательской работы подтвердили ее эффективность.
The dissertation is devoted to a problem of formation of economic thinking of the tanager as to the internal integrated quality of the person, which is cause its ability to thought and to learn economical knowledge, which was receive as result of generalized and adequate reflection of reality, and to realise them in practical activity. Structure of economical thinking include motivatical, operational and practical components. In the dissertation the essence, basic features, criterions of a level of development and peculiarity of economic thinking of girls and boys is opened. Pedagogical conditions theoretically are reasonable which provide success of this process. On this basic the system of work of the teacher on formation of economic thinking of the tanager in educational and labor activity is constructed, which check has confirmed its a efficiency.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15499
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Lukash.pdf251.37 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.