Дисертацію присвячено питанням формування основ інформаційної культури студентів на основі комплексного використання нових інформаційних
технологій (НІТ) у вищому навчальному закладі прикладного та декоративного
мистецтва. Розглянуто теоретико-методологічні засади формування основ інформаційної культури студентів на основі комплексного використання НІТ,
психолого-педагогічні основи використання НІТ у вищому навчальному закладі прикладного та декоративного мистецтва. Запропоновано шляхи формування основ інформаційної культури студентів за допомогою комплексного
використання нових інформаційних технологій у вищому навчальному закладі
прикладного та декоративного мистецтва.
Диссертация посвящена вопросам формирования основ информационной
культуры студентов на основе комплексного использования новых информационных технологий (НИТ) в высшем учебном заведении прикладного и декоративного искусства. Рассмотрены теоретико-методологические основы
формирования основ информационной культуры студентов на основе комплексного использования НИТ, психолого-педагогические предпосылки использования НИТ в высшем учебном заведении прикладного и декоративного
искусства. Предложены пути формирования основ информационной культуры
студентов с помощью комплексного использования новых информационных
технологий в высшем учебном заведении прикладного и декоративного искусства.
В первом разделе "Теоретико-методологические основы формирования
основ информационной культуры студентов с помощью НИТ" дан анализ
развития, проблем и перспектив новых информационных технологий на основе
историко-философского подхода. Рассмотрено новые информационные технологии обучения, определены основные составные информационной культуры как важной части интеллекта современного человека.
Так, в частности отмечено, что приоритетная роль в становлении информационного общества принадлежит системе образования. Тем не менее достижение надлежащего качества образования невозможно без развития и
внедрения информационных технологий.
Во втором разделе "Психолого-педагогические аспекты применения НИТ
для формирования основ информационной культуры студентов, педагогические требования к организации обучения и методическое обеспечение учебного процесса. Исследовано роль высшего учебного заведения прикладного и
декоративного искусства как художественной школы и звена развития культуры, обосновано творчество как основу современной художественной школы
и показано научно-методическую работу учебного заведения прикладного и
декоративного искусства.
Указано, что использование компьютера в учебном процессе совершает
значительное влияние на содержания обучения, открываются широкие
перспективы при изучении дисциплин гуманитарного, естественного циклов.
Появляются значительные возможности расширения содержательного наполнения курсов за счет использования средств, которые дают возможность
предоставлять и обрабатывать значительно большие объемы учебной информации сравнительно с традиционными за то же время, делать ее доступной для
восприятия, понятной на основе наглядности, видеосопровождения, интерактивности обучающих систем.
Третий раздел "Пути формирования основ информационной культуры
студентов с помощью НИТ в высшем учебном заведении прикладного и декоративного искусства" посвящен рассмотрению курса основ информатики и
вычислительной техники как базы для формирования информационной куль-
туры студентов, программы курса и экспериментального учебного пособия.
Показана научная, познавательная и исследовательская работа Центра НИТ
высшего учебного заведения прикладного и декоративного искусства и его
составных частей: кабинета основ информатики и вычислительной техники, а
также компьютерной лаборатории. Дано анализ и проведена экспериментальная проверка результатов исследования развития основ информационной
культуры студентов.
Подытоживая высказанное выше, опираясь на вывод М.И.Жалдака, что
очерченная проблема есть прежде всего педагогической, укажем:
1. Сегодня все больше ощущается потребность в дальнейшей разработке
отечественных программных средств, ориентированных на использование в
учебном процессе.
2. Мероприятия, осуществляемые в направлении распространения НИТ в
учебных заведениях прикладного и декоративного искусства, должны быть
содержательно обоснованные, опираться на адекватные научно-методические
и психолого-педагогические исследования, ведь "экспериментальным материалом" выступают молодые люди.
3. Для решения очерченных вопросов нужна разработка отдельной государственной программы научных исследований, начиная с уточнения положений концепции информатизации образования с учетом современного уровня
аппаратно-програмных средств, тенденции их развития, отечественного и
мирового опыта.
Comlex use of the new information technologies in formation of the basis of the
information culture of youth at the Institute of Applіed and Decorative Arts is
grounded in the thesis. Theoretic-methodological approaches in formation of the
basis of information culture of youth with the help of the New Information
Technologies, and psychological-pedagogic basis of the use of the New Information
Technologies at the Institute of Applied and Decorative Arts are reviewed here.
Ways of formation of the basis of information culture of the students with the help
of the New Technologies at the Institute of Applied and Decorative Arts are proposed
in this thesis.