DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15405
Title: Формування рефлексивних механізмів цілеутворення у процесі розв'язання професійно-психологічних завдань
Authors: Мельничук, Ірина Ярославівна
Keywords: ціль
цілеутворення
рефлексія
рефлексивні механізми
цілеутворення
формування рефлексивних механізмів цілеутворення
цель
целеобразование
рефлексия
рефлексивные механизмы целеобразования
формирование рефлексивных механизмов целеобразования
object
object-making
reflexion
reflexion mechanisms of object-making
reflexion mechanisms forming of object-making
Issue Date: 2001
Publisher: Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова
Citation: Мельничук І. Я. Формування рефлексивних механізмів цілеутворення у процесі розв'язання професійно-психологічних завдань : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Ірина Ярославівна Мельничук ; наук. кер. Н. І. Пов’якель ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 20 с.
Abstract: У дослідженні розкрито специфіку утворення професійних цілей у процесі розв’язання фахових завдань практичним психологом. Уточнено поняття “рефлексивні механізми цілеутворення”, визначено їх роль при утворенні професійних цілей психолога. Визначено види, основні критерії та рівні сформованості цілеутворення та його рефлексивних механізмів. Експериментально перевірено вплив рефлексивних механізмів на ефективність утворення цілей у процесі розв’язання професійно-психологічних завдань. Розроблено й апробовано програму формування та корекції рефлексивних механізмів цілеутворення на основі застосування активних методів навчання.
Диссертация посвящена проблеме формирования умений образования профессиональных целей практическими психологами. Учитывая разнообразные подходы к определению рефлексивных механизмов и их места в процессе целеобразования, понятие “рефлексивные механизмы целеобразования” рассматривается в исследовании как совокупность процессов рефлексии, которые обуславливают возникновение, развитие и действие процесса целеобразования. Рефлексивные механизмы в процессе образования профессиональных целей способствуют более глубокому анализу и осознанию проблемы, ее новому виденью, отказу от стереотипных и образованию новых, творческих целей. В структуре рефлексивных механизмов целеобразования выделяются два тесно взаимосвязанных вида – контрольно-оценочные и конструктивно-креативные, действие которых отражается в сферах существования рефлексии (самосознание, мышление и коммуникация). В результате проведенного теоретического анализа выделены характеристики и эмпирические признаки проявления действия каждого вида рефлексивных механизмов целеобразования. В сфере мышления рефлексивные механизмы целеобразования базируются на осознании целей основных направлений и технологий деятельности, а также на умении строить модели и схемы деятельности, предполагать и утверждать, обобщать, конкретизировать, сравнивать. Рефлексивные механизмы целеобразования в сфере коммуникации основываются на понимании целей и проблем клиента, сопоставлении целей клиента с профессиональными целями психолога. В сфере самосознания рефлексивные механизмы целеобразования опираются на осознание психологом своих личностных особенностей, возможностей, мотивов, ценностных ориентаций. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что образование профессиональных целей, а также рефлексивных механизмов целеобразования соответствуют низкому уровню развития для будущих и работающих практических психологов. В исследовании выявлена положительная, статистически значимая корреляция между процессом образования профессиональных целей и действием рефлексивных механизмов. Высшему уровню развития рефлексивных механизмов соответствует полное, обобщенное, структурированное, системное и последовательное образование целей. Несформированность рефлексивных механизмов в личностной сфере приводит к низкому уровню самооценки, самоконтроля, мотивации, ценностей профессионального самоопределения. Разработана и экспериментально доказана эффективность программы формирования рефлексивных механизмов целеобразования на основе активных методов обучения. Опытно-экспериментальным путем определена результативность использования заданий и упражнений рефлексивного тренинга целеобразования, стимулирующего развитие умений образования целей в процессе решения профессионально-психологических заданий. В результате апробирования разработанной программы формирования рефлексивных механизмов целеобразования установлено, что уровень образования профессиональных целей в значительной степени зависит от того, насколько студентам известны основные направления и технологии профессиональной деятельности, в какой степени они ориентируются на обобщенную теорию. После внедрения программы формирования рефлексивных механизмов целеобразования зафиксировано статистически значимое возрастание уровней целеобразования и рефлексивных механизмов, направленности на “дело”, возрастание ценностей профессиональной самореализации и самоутверждения, смещение мотивации в сторону стремления к успеху. Анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности предложенной программы формирования умений образования профессиональных целей у будущих практических психологов путем формирования рефлексивных механизмов. Материалы диссертации могут быть использованы для совершенствования подготовки будущих практических психологов.
Specificity of formation of professional objects in the process of solving tasks in speciality by a practical psychologist is disclosed in the research. The concept “reflexion mechanisms of object-making” is specified; their role in the creation of a practical psychologist’s professional objects is determined. The structure, the principal criteria and levels of object-making forming and its reflexion mechanisms are determined as well. The influence of reflexion mechanisms of object making on efficiency of forming skills and habits of definition and statement of objects in the solving of professional psychological tasks is checked experimentally. The program of forming and correction of reflexion mechanisms of object making is worked out. The dissertation research reveals perspectives for the further studying of the problem of professional training improvement of the future practical psychologists.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15405
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Melnichuk.pdf192.52 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.