DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15288
Title: Формування вмінь учнів початкової школи розв'язувати текстові задачі
Authors: Мізюк, Вікторія Анатоліївна
Keywords: текстова задача
початкова школа
вміння
формування
операційний склад
диференційоване навчання
текстовая задача
начальная школа
умения
формирование
операционный состав
дифференцированное обучение
textual task
elementary school
forming of skills
operational contests
individual approach
Issue Date: 2000
Publisher: Віддруковано на поліграфічній базі Ізмаільського державного інституту
Citation: Мізюк В. А. Формування вмінь учнів початкової школи розв'язувати текстові задачі : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Вікторія Анатоліївна Мізюк ; наук. кер. М. І. Бурда ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2000. - 19 с.
Abstract: У роботі уточнено понятійний апарат текстової задачі, розкрито зміст і операційний склад умінь розв‟язувати текстові задачі, з‟ясовано психолого-методичні засади їх формування, визначено рівні та особливості навчальної діяльності учнів початкової школи під час розв‟язування текстових задач, обсяг теоретичних знань про текстову задачу і процес її розв‟язування. Розроблена система завдань включає такі їх види: підготовчі, пробні, тренувальні, творчі і перевірочні. При доборі завдань враховується їх складність, рівень творчості і самостійності учнів при виконанні. Теоретично й експериментально обгрунтована методика (мета, зміст, методи, орга- нізаційні форми, прийоми й засоби) забезпечує ефективне диференційоване формування вмінь розв„язувати текстові задачі і може бути використана вчителями початкових класів загальносвітних шкіл, а також викладачами вищих навчальних закладів.
В диссертации рассматривается формирование умений учащихся начальной школы решать текстовые задачи. Уточнено определение и структура текстовых задач, раскрыто содержание и операционный состав умений их решать, выделены психолого-методические особенности формирования этих умений. Выяснено, что методику формирования умений решать текстовые задачи необходимо направлять на формирование обобщенных умений, которые синтезируют в себе знания о сути задачи и процессе ее решения, умения и навыки решать задачи отдельных видов. В работе выделены этапы формирования умений решать текстовые задачи: подготовительно-мотивационный, ознакомительный, закрепления, усовершенствования, проверки и коррекции. Установлено, что творческая работа над текстовыми задачами (решение задач с лишними, недостающими данными, переформулировка и составление) эффективна для усвоения способов решения и развивает математические способности учеников. Эффективность формирования умений решать текстовые задачи обеспечивается при выделении трех уровней математической подготовки: минимально-базового, базового, повышенного. В работе раскрыты особенности учебной деятельности учащихся начальной школы в процессе решения текстовых задач на каждом уровне, объем теоретических знаний о текстовой задаче, методы и приемы работы учащихся разных типологических групп во время решения. С учетом взаимосвязи знаний о структурных компонентах задачи (условие, требование, данные, искомые) и их особенностей (условие задачи и ее требование связаны между собой; в условии должно быть не меньше двух числовых данных, связанных между собой и с искомым; требование выступает главным ориентиром процесса решения; выбор действий происходит путем установления взаимосвязи между данными и искомыми и т.д.) предметом целенаправленного обучения решению задач должны стать умения выделять компоненты в тексте задачи, устанавливать ее полноту, аргументировать правильность (неправильность) построения, переформулировать и самостоятельно их составлять. Эф- фективным средством этого является решение учащимися нестандартных задач при условии понимания их целевого назначения. В работе конкретизировано этапы решения текстовых задач (восприятие и анализ текста, поиск и составление плана решения, выполнение решения, контроль и коррекция), выявлены умения и операции, которые составляют каждый из выделенных этапов. Формирование умений решать текстовые задачи предусматривает ознакомление учащихся со способами выполнения каждого этапа с ориентацией на тип задачи и выбор ее рационального решения. Формирование в учащихся умений анализировать задачную ситуацию и находить пути решения задач эффективно, если использовать предметные, схематические и структурные модели, инсценирование задачной ситуации, разделение текста задачи на смысловые части, выделять данные предметной области и устанавливать связи между ними. Краткая запись, схемы, рисунки помогают ученикам выделять известные и искомые величины, видеть их взаимосвязь, делить составную задачу на простые и, тем самым, облегчают поиск способов решения задачи. Использование алгоритмов для решения текстовых задач обеспечивает учащимся поиск плана решения, образует условия для развития обоснованного и логически построенного математического языка. В исследовании разработана система заданий (подготовительные, пробные, тренировочные, творческие, проверочные), дифференцированных за уровнем сложности, творческой активности и самостоятельности учащихся при их решении. Теоретически и экспериментально обоснованная методика формирования умений решать текстовые задачи учитывает психолого-методические закономерности формирования умений и уровни учебной деятельности младших школьников. Практическая реализация методики позволяет школьникам ориентироваться в разных задачных ситуациях, развивать умственную и творческую активность и, как следствие, повышать уровень знаний и умений решать текстовые задачи. Основные положения диссертации отражены в девяти печатных работах. Полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы авторами альтернативных учебников, учителями начальных классов общеобразовательных школ, преподавателями высших учебных заведений для подготовки специалистов школы.
The work defines the conceptual apparatus of the textual task and reveals the content and operational structure of skills needed to cope with textual tasks. The thesis throws light upon psychological and methodical ways of the above mentioned skill‟s forming, determines the levels and peculiar features of the elementary school pupils‟ training activity while coping with textual tasks, the volume of the theoretical knowlendge about the textual task and the process of its accomplishing. The thesis presents the task system worked out by the author. This system contains preparatory, testing, training, creative and checking tasks, the differentiation of which has been achieved by way of increasing their complexity, raising their creative level and also by pupils‟ selfdependency while completing the tasks. The methods theoretically and experimentally grounded (the objective, contents, methods, practical forms, ways and modes) provides cope with textual tasks and may be used by the elementary class teachers (in schools providing general education) and also by the instructors in the pedagogical institutes.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15288
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Mizuk.pdf344.78 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.