Дисертаційна робота присвячена проблемі соціалізації старших
дошкільників із загальним недорозвиненням мовлення. У дослідженні визначено
критерії, показники та рівні сформованості соціалізованості старших
дошкільників із загальним недорозвиненням мовлення. Виявлено особливості
прояву соціального становлення старших дошкільників спеціальних дошкільних
навчальних закладів.
Визначено педагогічні умови ефективної соціалізації старших дошкільників
із загальним недорозвиненням мовлення: організація взаємодії дітей із загальним недорозвиненням мовлення у єдиному соціально–розвивальному середовищі
ДНЗ; розвиток мовленнєвих комунікацій дітей із загальним недорозвиненням
мовлення в ігровій діяльності; створення мовленнєво-стимулювального простору
для забезпечення соціального досвіду дітей із загальним недорозвиненням
мовлення.
Диссертация посвящена проблеме социализации старших дошкольников с
общим недоразвитием речи.
Представлен анализ научной литературы по проблеме исследования,
освещены концептуальные основы.
Показано, что в сложном комплексе нарушений развития при недоразвитии
речи отмечаются не только отставание в формировании речевой способности, но
и часто двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения,
несформированность познавательных возможностей. Поэтому в силу специфики
речевого нарушения социальное развитие детей должным образом не
формируется. При недостаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками
темп развития его речи и других психических процессов замедляется.
Установлено, что нарушение речевой функции негативно влияет на
социализацию ребенка. Общее недоразвитие речи, которое сопровождается
незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной
неуравновешенностью, приводит к стойким нарушениям в коммуникативной
сфере, а это, в свою очередь, снижает уровень общения, способствует
возникновению психологических особенностей, влияет на общее и речевое
поведение, приводит к снижению активности в общении.
Обосновано, что социализация детей с общим недоразвитием речи является
системным образованием и включает в себя три критерия: эмоционально-
чувственный, социально-коммуникативный, рефлексивно-оценочный. Для
каждого из критериев были определены показатели, которые позволили
диагностировать участников эксперимента и распределить их по трем уровням
социализации (достаточный, средний, низкий).
Показатели эмоционально-чувственного аспекта: эмоциональные реакции
на дефект своей речи; способность к восприятию речи других детей; способность
к сочувствию и сопереживанию другим детям.
Показатели социально-коммуникативного аспекта: речевая активность;
инициирование общения с другими детьми; интенсивность общения со
сверстниками и близкими. Показатели рефлексивно-оценочного критерия: способность к взаимооценке
партнерами друг друга; способность к самооценке, самовыражению; адекватность
форм сотрудничества и взаимодействия в различных ситуациях.
Представлены педагогические условия социализации старших
дошкольников с общим недоразвитием речи, а именно:
1) организация взаимодействия детей с общим недоразвитием речи в
единой социально-развивающей среде дошкольного образовательного
учреждения (действия направлены на осознание ребенком собственных эмоций и
чувств, стимулирование интереса к чувствам сверстников и потребности в
общении с ними. Дети учились адекватно оценивать ситуации и справляться со
своими эмоциями);
2) развитие речевых коммуникаций у детей с общим недоразвитием
речи в игровой деятельности (из-за недостаточного уровня развития речевых
коммуникаций коррекционная работа начиналась с формирования
коммуникативных умений и навыков, развития произвольного общения в
процессе совместной деятельности);
3) создание речево-стимулирующего пространства для обеспечения
социального опыта детям с общим недоразвитием речи (реализуется через общую
детскую деятельность разного смыслового наполнения).
Доказана эффективность предложенных педагогических условий
социализации старших дошкольников с общим недоразвитием речи в
специальном детском саду.
The thesis devoted to the socialization of the senior preschool children with the
general underdevelopment of speech. The study defined criteria, indicators and levels of
socialization of senior preschool children with the general underdevelopment of speech.
It has been revealed features of social formation of senior preschool children preschool
special education.
Pedagogical conditions of effective socialization of senior preschool children
with the general underdevelopment of speech are the interaction of children with the
general underdevelopment of speech in a single environment, social and developmental
kindergarten; correction of speech disorders of children with the general
underdevelopment of speech in gaming activities; speech and creation, stimulating
space for social experience of children with the general underdevelopment of speech.