Дослідження присвячено проблемі формування готовності майбутніх
учителів до профілактики порушень зору учнів початкової школи у процесі
професійної підготовки. Проаналізовано стан розробленості проблеми
формування готовності майбутніх учителів до профілактики порушень зору
учнів початкової школи.
Виявлено, теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено
педагогічні умови формування готовності майбутніх учителів до
профілактики порушень зору учнів початкової школи (забезпечення
усвідомленої мотивації майбутніх учителів до профілактики порушень зору
учнів початкової школи; розширення змісту навчального курикулуму з
урахуванням специфіки організації профілактики порушень зору учнів
початкової школи, удосконалення програм педагогічної практики через
доповнення її відповідними завданнями, що стосуються профілактики
порушень зору учнів початкової школи ). Спроектовано модель формування
готовності майбутніх учителів до профілактики порушень зору в учнів
початкової школи, що складається з цільового та теоретико-методологічного,
змістово-технологічного та результативно-діяльнісного блоків.
Визначено критерії, показники та рівні сформованості майбутніх
учителів до профілактики порушень зору учнів початкової школи.
Исследование посвящено проблеме формирования готовности будущих
учителей к осуществлению профилактической работы, направленной на
сохранение зрения учащихся начальной школы в системе профессиональной
подготовки. Проанализировано состояние разработанности проблемы формирования
готовности будущих учителей к профилактике нарушений зрения учеников
начальной школы. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально
проверены педагогические условия формирования готовности будущих
учителей к профилактике нарушений зрения учеников начальной школы
(формирование у будущих учителей осознания важности профилактической
работы, связанной с нарушением зрения учащихся начальной школы;
усовершенствование содержания профессиональной подготовки будущих
учителей с учётом особенностей организации профессиональной работы по
предотвращению нарушений в зрительной системе учащихся начальной
школы; усовершенствование программ педагогической практики путём
дополнения её содержания специальными заданиями, которые направлены на
подготовку к осуществлению профилактической работы по предотвращению
нарушений в зрительной системе у учеников начальной школы).
Спроектирована модель формирования готовности будущих учителей к
профилактической работе по предотвращению нарушений в работе
зрительной системы учащихся начальной школы, которая состоит из
целевого, теоретико-методологического, содержательно-технологического и
результативно-деятельносного блоков. Целевой блок определяется целью
(формирования готовности будущих учителей к профилактической работе по
предотвращению нарушений в работе зрительной системы учащихся
начальной школы) и заданиями. Теоретико-методологический блок сочетает
методологические подходы (компетентностный, личностно деятельностный,
аксиологический, системный, технологический) и принципы.
Содержательно-технологический блок определяется учебным планом в
соответствии с которым составляются учебные программы таких дисциплин
как: «Введение в специальность» (І курс), «Общая и педагогическая
валеология» (І курс), «Нормальная и патологическая анатомия» (І курс),
«Основы педиатрии, гигиены детей и подростков» (ІI курс), «Нормальная,
возрастная, сравнительная и патологическая физиология» (І курс),
«Валеософия и культура здоровья» (ІІI курс), «Здоровьесберегающие
педагогические технологи» (ІІI курс), «Методика обучения основам
медицинских знаний и проведения санитарно-просветительской работы» (IV
курс), «Методика преподавания основ здоровья, валеологии и формирования
мотивации к здоровому способу жизни» (III-IV курс), «Оздоровительные
технологии» (IV курс), спецкурс «Профилактика нарушений зрения у детей»
(IV курс) и формы, методы и средства обучения, которые ориентированы на
этапы формирования готовности будущих учителей к профилактике
нарушения зрения учеников начальной школы. Результативный блок
предусматривает мониторинг уровней сформированности готовности
будущих учителей к профилактике нарушения зрения учеников начальной
школы. Результатом является сформированность готовности будущих
учителей к профилактике нарушения зрения учеников начальной школы.
The research deals with the issue of formingfuture teachers’ readiness for
preventive control over visual impairment of primary school pupils in the course of
professional training.
The author analyzed the degree of scientific development of the issue, as well
as highlighted, theoretically justified and checked by experiment the facilities for
forming future teachers’ readiness for preventive control over visual impairment
of primary school pupils (namely future teachers’ conscious motivation for
performingthe preventive control over visual impairment of primary school pupils;
the extension of the curriculum content with due consideration of particular
characteristics in setting up the preventive control over visual impairment
of primary school pupils, improvement of teaching practice program by enhancing
it with corresponding tasks applicable to performing preventive control over visual
impairment of primary school pupils). The author designed the model for
developing future teachers’readiness for performing preventive control over visual
impairment of primary school pupils. The model consists of target-oriented,
theoretical-methodological, content-technological and performance-activity units.
The author defined criteria and levels of future teachers’competence in
performing preventive control over visual impairment of primary school pupils.