DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15172
Title: Організація професійно-орієнтованої діяльності студентів у процесі вивчення фізики в коледжах
Authors: Килимник, Сергій Миколайович
Keywords: професійна підготовка
фізика
методика навчання фізики
компетентність
професійно-орієнтована діяльність
профессиональная подготовка
физика
методика физики
компетентность
проект
исследование
professional preparation
physics
methods physics
competence
project and research
Issue Date: 2017
Publisher: Видавництво НПУ ім. М. П. Драгоманова
Citation: Килимник С. М. Організація професійно-орієнтованої діяльності студентів у процесі вивчення фізики в коледжах : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Сергій Миколайович Килимник ; наук. кер. А. М. Кух ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. - 22 с.
Abstract: У дисертації розроблена модель організації професійно-орієнтованої діяльності студентів у процесі вивчення фізики, що включають загальнопедагогічні методи, цільовий аспект, принципи відбору предметного матеріалу, принципи структуризації навчального процесу, а також засоби діагностики набутих знань базових компетентностей. Розроблена методика організації навчального процесу на основі блокової технології з виділенням мотиваційно-цільового, теоретичного, практично-дослідницького та емоційно- ціннісного компонентів. Розроблена методика організації професійно-орієнтованої діяльності студентів з фізики в коледжах була експериментально апробована. Впровадження систематично організованої діяльності студентів у процесі навчання фізики в коледжах дає позитивну динаміку успішності навчання з фізики та активності студентів на заняттях, а також формує готовність студентів до застосування знань, умінь в різних не лише навчальних, але і ситуаціях пов’язаних із професійною діяльністю.
В исследовании были определены принципы разработки модели методики организации профессионально-ориентированной деятельности студентов в процессе изучения физики. Они включают общепедагогические методы, целевой аспект, принципы отбора предметного материала, принципы структурирования учебного процесса, а также средства диагностики приобретенных знаний базовых компетентностей. В работе разработана методика организации учебного процесса на основе блочной технологии с выделением мотивационно-целевого, теоретического, процесуального и эмоционально-ценностного компонентов. Раскрыты психолого-педагогические факторы организации профессионально-ориентированной деятельности студентов. Под педагогическими условиями - факторами - понимаем совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на выполнение поставленных в педагогике задач. Такими предпосылкам являются: развитие мотивации овладения профессией на основе системы профессионально-ориентированных знаний, что предполагает развитие интереса студентов к обучению, в частности не только к определенной лекции, семинара и т.д., но и к процессу получения знаний во время создания ситуаций интереса; мотивацию профессиональной и учебной деятельности; стремление к достижению успеха; формирования положительного отношения к будущей профессиональной деятельности как личностной и социальной ценности, осознание значимости формирования личностных качеств и умений, формирование потребности в профессиональном росте; включение в профессионально-ориентированную деятельность с целью развития профессиональных качеств и умений, что обеспечивает формирование профессиональных умений и качеств выполнять профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества как во время учебных занятий с физико- математических и естественнонаучных предметов, так и при прохождении производственных практик; овладение профессиональными функциями, общегражданскими и организаторскими качествами на основе конструктивного профессионального и межличностного общения; решение ситуаций «преодоление трудностей», ситуаций «достижения успеха» в контексте общегуманитарных и общепрофессиональных дисциплин; ситуаций доверия и сотрудничества; организация педагогической рефлексии, что предполагает оценку и анализ собственных профессиональных действий студентов. Рефлексивные умения, формирующиеся благодаря этому условию, связанные с контрольно-оценочной деятельностью будущего специалиста, направленная на самого себя, саморегуляцию поведения и деятельности, осознание и оценку учебных и профессиональных действий, актуализацию личностных качеств, отражающих конкурентоспособность, развитие способности проектировать свое профессиональное развитие; осознание себя как субъекта учебно- профессиональной деятельности. При этом обучение физике рассматривается как интегральный процесс управления учебно-познавательной деятельностью студентов с учетом объективных и субъективных факторов взаимодействия преподавателя и студента через предметное содержание и систему образцов достижения образовательной цели в проекции на будущую профессиональную деятельность. Неотъемлемым компонентом процедуры управления является контроль, который осуществляется за конечными результатами выполнения действия – образцами-эталонами, которые соответствуют определенным индивидуальным достижениям – знаниям. Такими образцами могут выступать как сформированные знания, так и деятельность, что подтверждает их сформированность: знания–копии (копирование - К), понимание главного (понимание – П), заученные знания (заучивание – З), осведомленность (овладение знаниями, освоения, осмысления – О), убеждение (У), умения (У) и навык (Н). Модель организации профессионально-ориентированной деятельности студентов по физике, состоит из компонентов: мотивационно-целевого (цели, задачи подготовки по физике); теоретического (содержание деятельности по усвоению учебного материала, принципы проектирования содержания курса физики на основе межпредметных связей с профессионально-ориентированными учебными дисциплинами, интегрированные профессиональные знания, умения и навыки будущих специалистов); процесуальний (основные пути реализации интеграции содержания физики и профессионально-ориентированных учебных дисциплин через формы, методы, дидактические средства обучения и деятельности студентов и преподавателя); эмоционально-ценностный (самоанализ, самооценка, направленность, педагогическая рефлексия). Действенность модели обеспечивается психолого-педагогическими условиями и методологическими подходами к организации обучения. Все компоненты разработанной модели связаны друг с другом и является системой, реализация которой позволяет успешно сформировать у студентов колледжей базовые профессиональные компетентности. Отличие разработанной модели организации профессионально- ориентированной деятельности студентов колледжей от традиционной заключается в наличии интеграционного аспекта за счет комплексов ориентированной основы деятельности (ООД), учитывает специфику профессиональной подготовки специалистов, которых готовит колледж, что качественно меняет содержание учебного материала. К психолого-педагогическим условиям формирования личности, сказывающиеся на успехе внедренной модели, относятся: непрерывность формирования личности в процессе жизни; формирование уверенности в возможностях самореализации, самотвердження и успеха человека в жизни. Разработанная методика организации профессионально-ориентированной деятельности студентов по физике в колледжах была экспериментально апробирована. Внедрение систематически организованной деятельности студентов при обучении физике в колледжах дает положительную динамику успеваемости по физике и активности студентов на занятиях, а также формирует готовность студентов к применению знаний, умений в разных, не только учебных, но и в ситуациях связанных с профессиональной деятельностью. Выявлено влияние специально организованной профессионально- ориентированной деятельности студентов по физике на мотивацию обучения и профессиональную направленность: мотивация к изучению физики выросла на 7%, профессиональная направленность на 11%, абсолютного показателя успеваемости на 9% Поэтому разработанная методика может быть рекомендована для применения преподавателями в процессе обучения физике студентов в колледжах.
The study identified the principles of development of model methods of organization of professionally oriented activities of students in learning physics. They include General pedagogical methods, target aspect, the principles of selection of subject material, the structuring principles of the educational process, as well as diagnostics of the acquired knowledge basic competencies. In the work the methods of organization of educational process on the basis of block technology with the release of a motivational-targeted, theoretical, practical and research emotional and value components. Developed the methods of organization of professionally oriented activities of students of physics in College was experimentally tested. The introduction of systematically organized activities of students in teaching physics in colleges gives a positive trend of academic achievement in physics and students 'participation in the classroom and shapes the students' readiness to use knowledge, skills in different, not only training, but also in situations related to professional activities. Therefore, the developed method can be recommended for use by teachers in the process of learning physics for students in the colleges.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15172
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Kylymnyk.pdf715.63 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.