Дисертація присвячена актуальному питанню підвищення ефективності
фізичного виховання майбутніх учителів шляхом підготовки та залучення студентів педагогічного фаху до самостійних занять фізичними вправами.
Висвітлено основи організації самостійної фізкультурно-оздоровчої діяльності
студентів педагогічних університетів. Визначено структуру готовності до
самостійних занять фізичними вправами студентів педагогічних університетів, що
включає мотиваційний, когнітивний та діяльнісний (практичний) компоненти.
Вивчено передумови формування умінь та навичок до самостійної
фізкультурно-оздоровчої діяльності майбутніх учителів, виявлено проблемні
моменти сучасної системи фізичного виховання у вищих педагогічних закладах
освіти. Представлено методику формування умінь та навичок до самостійних занять
фізичними вправами студентів педагогічних університетів.
Запропоновано критерії оцінювання, показники та рівні готовності студентів
педагогічних спеціальностей до самостійних занять фізичними вправами.
Підтверджено ефективність впровадження методики формування умінь та навичок
до самостійних занять фізичними вправами студентів педагогічних університетів
позитивною динамікою мотивації, теоретичної та методичної підготовленості,
показників фізичного стану та професійно важливих психофізіологічних показників розвитку організму майбутніх учителів.
Диссертация посвящена актуальному вопросу повышения эффективности
физического воспитания будущих учителей путем подготовки и задействования
студентов педагогического профиля к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями. Освещены основы организации самостоятельной физкультурно-
оздоровительной деятельности студентов педагогических университетов. Раскрыты
современные тенденции в организации физического воспитания в высшей школе,
особенности физического воспитания студентов педагогических специальностей с
учетом условий обучения и требований будущей профессиональной деятельности к
развитию их организма, организационно-педагогические условия формирования
мотивации студенческой молодежи к двигательной активности в процессе
физического воспитания, основы подготовки студентов к самостоятельным
занятиям физическими упражнениями. Определена структура готовности студентов
педагогических университетов к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, которая включает мотивационный, когнитивный и деятельностный
(практический) компоненты.
Изучены предпосылки к формированию умений и навыков к самостоятельной
физкультурно-оздоровительной деятельности будущих учителей, в частности
проблемные моменты современной системы физического воспитания в
педагогическом вузе, мотивация, показатели физического состояния, уровень
профессионально важных психофизиологических показателей развития организма
студентов педагогических специальностей. Представлена методика формирования
умений и навыков к самостоятельным занятиям физическими упражнениями
студентов педагогических университетов, которая базируется на воспитании
положительного мотивационно-ценностного отношения к физическому воспитанию,
формировании системы необходимых теоретических знаний, методических и
практических умений и навыков планирования и организации занятий физическими
упражнениями с учетом половозрастных отличий, показателей физического
состояния, недостатков двигательной подготовленности и профессиональной
направленности с целью физического самосовершенствования и осуществления
физкультурно-оздоровительной работы в школе в будущей педагогической
деятельности. При разработке содержания методики формирования умений и
навыков к самостоятельным занятиям физическими упражнениями студентов
педагогических специальностей учтены половозрастные различия, особенности
мотивации и физкультурно-спортивные интересы молодежи, приоритет
оздоровительной направленности, а также профессиональная прикладность средств
физической культуры. Методика внедрялась в разных формах занятий по
физическому воспитанию, в частности в обязательных учебных занятиях
(лекционных и практических), физкультурно-оздоровительных и спортивно-
массовых мероприятиях.
Разработаны критерии оценки готовности студентов педагогических
специальностей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями:
мотивационно-потребностный, когнитивный, практический и оценочно-
рефлексивный, включающие соответствующие средства для определения
мотивации, теоретических знаний, методических умений и практических навыков
планирования и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями,
степень вовлеченности в физкультурно-оздоровительной деятельности во
внеучебное время, умение самоанализа и самоконтроля с учетом физического
состояния, недостатков двигательной подготовленности и профессиональной
направленности.
Определены уровни сформированности умений и навыков к самостоятельной
физкультурно-оздоровительной деятельности: высокий, средний и низкий.
Доказана эффективность формирования умений и навыков к самостоятельным
занятиям физическими упражнениями студентов педагогических специальностей
путем соблюдения двух условий: готовности будущих учителей к осуществлению
самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности и положительной
динамики показателей здоровья, физической работоспособности, общей физической
подготовленности и профессионально важных психофизиологических показателей
развития организма студентов педагогических специальностей.
Dissertation is devoted to the actual issue of increasing the effectiveness of physical
education of the future teachers by preparing and attracting students of pedagogical
specialties to independent physical exercises.
The bases of the organization of independent sports and recreational activities of the
students of pedagogical universities are covered. The structure of readiness for
independent physical exercises of the students of pedagogical universities, including
motivational, cognitive and activity (practical) components is determined.
The prerequisites for the formation of skills and abilities to independent sports and
recreational activities of the future teachers are studied. The problem moments of the
modern system of physical education in higher pedagogical educational institutions are
revealed. The technique of formation of abilities and skills to independent physical
exercises of students of pedagogical universities is presented.
The evaluation criteria, indicators and levels of readiness of the students of
pedagogical specialties for independent physical exercises are offered. The effectiveness
of the introduction of the methodology for forming of skills and abilities to independent
exercise by the students of pedagogical universities with positive dynamics of motivation,
theoretical and methodological readiness, indicators of the physical state and
professionally important psycho-physiological indicators of the development of the future teachers body has been confirmed.