DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14900
Title: Український авангардизм: філософсько-естетичний дискурс
Authors: Демиденко, Ярослава Сергіївна
Keywords: український авангард
авангардизм
неоавангардизм
трансавангард
маніфестна естетика
живопис
музика
украинский авангард
авангардизм
неоавангардизм
трансавангард
манифестная эстетика
живопись
музыка
Ukrainian avant-garde
avant-gardism
neo-avantgarde
transavantgarde
aesthetics of the manifesto
рainting
music
Issue Date: 2017
Publisher: Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова
Citation: Демиденко Я. С. Український авангардизм: філософсько-естетичний дискурс : автореферат дис. ... канд. філос. наук : 09.00.08 / Ярослава Сергіївна Демиденко ; наук. кер. Леонід Андрійович Чекаль ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 18 с.
Abstract: Дисертація присвячена дослідженню особливостей українського авангардизму в контексті сучасного філософсько-естетичного дискурсу. Розкриваються основні філософські передумови формування авангардизму, які корелюють із його художніми принципами – ірраціоналізм, звернення до сфери підсвідомого, творча свобода митця, експериментальний та пошуковий характер мистецтва. Виокремлюються ключові особливості авангардизму в живописі, поезії та музиці. Пропонується наступна модель історії авангардних ідей і творчих принципів в українському світі мистецтва: авангардизм, або історичний авангард – неоавангардизм – трансавангард. Характерною ознакою представників українського авангардизму, неоавангардизму й трансавангарду є менша акцентуація на технічних аспектах як на певній самоцілі. Звернення до авангардистських течій і новітніх технік здійснюється задля реалізації власного творчого потенціалу. Напрацювання українського авангардизму залишаються джерелом для розвитку експериментальної мистецької практики.
В диссертации рассматривается специфика украинского авангардизма в контексте философско-эстетического дискурса. Результаты исследования позволяют говорить об уникальности украинского авангардизма и его влиянии на становление художественной практики XX–XXI вв. Предлагается следующая модель истории авангардных идей и творческих принципов в украинском мире искусства: авангардизм, или исторический авангард – неоавангардизм (авангард-II) – трансавангард. В процессе анализа специфики развертывания авангардизма в контексте культурно-художественной практики и его философско-эстетического осмысления выявляется его уникальность, проявлением которой является национальный колорит. Украинский авангардизм по сравнению с западноевропейским отличается большей простотой, меньшим эпатажем. Специфическим признаком украинского авангардизма является то, что он был представлен практически во всех видах искусства, кроме музыкального, которое в то время находилось на стадии модерного преобразования, но не демонстрировало разрыва с тональным мышлением. В украинском обществе 1960-х годов происходит своеобразная модернизация идей и творческих принципов исторического авангардизма, что приводит к появлению явления неоавангарда. Если в живописной практике происходит частичное наследование художественных достижений первой трети XX века, то в музыкальном искусстве возникает группа «Киевский авангард», деятельность которого не только в определенном смысле «компенсирует» отсутствие украинского авангардизма в начале века, но и синтезирует достижения двух этапов западноевропейского (авангард и авангард-II), творчески переосмысливая их. Все художественные проявления неоавангардизма объединяют такие черты, как отказ от принципа соцреализма и обращение к достижениям исторического авангардизма как образцовой «классической» системы. В украинской живописной практике, наследуя черты школы М. Бойчука, укореняется монументализм с элементами византинизма благодаря таким художникам, как А. Горская, А. Заливаха, В. Зарецкий, Г. Зубченко, Г. Севрук, Л. Семыкина и другие. В этот период также действуют львовская (Р. Сельский, К. Звиринский, Д. Довбошинский, Р. Турин и др.), закарпатская (А. Эрдели, И. Бокшай, А. Коцка и др.), одесская (А. Ануфриев, В. Стрельников, С. Сычев. В. Хрущ и др.) школы. Деятели группы «Киевский авангард», в которую входили Л. Грабовский, В. Годзяцкий, В. Сильвестров, В. Губа, В. Загорцев, Е. Станкович, И. Карабиц, О. Кива, создают ряд произведений, написанных в стилевых направлениях как исторического авангардизма, так и авангарда-II: додекафонии, алеаторике, сонористике, конкретной и электронной музыке, в которых происходит отказ от тонального мышления, переосмысление музыкальных жанров. Характерным признаком творчества представителей группы «Киевский авангард» является глубоко философский характер музыкального мышления и сочетание новейших композиторских техник с элементами украинского фольклора, что приводит к появлению «новой фольклорной волны». Третий этап актуализации принципов авангардизма в украинском искусстве происходит в конце XX века, который обозначают терминами «новая волна» и трансавангард. Проявления трансавангарда можно найти в деятельности группы художников «сквот «Парижская коммуна», в которую входили Л. Вартиванов, 18 А. Гнилицкий, А. Голосий, Д. Дульфан, И. Исупов, Д. Кавсан, А. Казанджий, П. Кересть, А. Клименко, М. Мамсиков, К. Проценко, А. Ройтбурд, А. Савадов, Ю. Сенченко, Ю. Соломко, В. Трубина, В. Цаголов, И. Чичкан и другие. К трансавангарду можно также отнести творчество других художников, прежде всего – Л. Бокотея. Ведущими признаками украинского трансавангарда является трансисторичность, принцип полилога и полистилизм. Определенные черты трансавангарда можно найти и в деятельности украинского композитора А. Загайкевич, которая сочетает достижения западноевропейского авангарда-II в сфере электроакустической музыки и украинский аутентичный мелос. Характерным признаком художников украинского авангардизма, неоавангардизма и трансавангарда является меньший акцент на технических аспектах как на определенной самоцели. Обращение к авангардистским течениям и новейшим техникам осуществляется для реализации собственного творческого потенциала. Наследие украинского авангардизма остаются источником для развития экспериментальной художественной практики.
Scientific exploration devoted to research Ukrainian avant-garde features in the context of modern philosophical and aesthetic discourse. The basic philosophical premises forming the avant-garde are correlated with his artistic principles - irrational, appeal to the subconscious and creative freedom of artists, experimental and searching character of art. Examines the key features of painting, poetry and music in avant-garde. We propose the following history of avant-garde ideas and creative principles in Ukrainian world of art: the historical avant-garde, or avant-gardism – neo-avantgarde – transavantgarde. A characteristic feature representatives of Ukrainian avant-garde, neo-avantgarde and transavantgarde accentuation is less on the technical aspects of how a certain end in itself. Appeal to the avant-garde movements and new techniques implemented in order to realize their creative potential. Heritage of Ukrainian avant-garde are the source for the development of experimental art practices.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14900
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Demydenko.pdf258.05 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.