DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14897
Title: Психологічні особливості ціннісно-смислової сфери особистості підлітків в сім'ях повторного шлюбу
Authors: Пустовалов, Іван Вікторович
Keywords: ціннісно-смислова сфера особистості
підлітки
сім’я
батьківсько-дитячі стосунки
повторний шлюб
цінності
особистісні смисли
мотиви
потреби
подростки
ценностно-смысловая сфера личности
повторный брак
семья
детско-родительские отношения
ценности
личностные смыслы
мотивы
потребности
value-conceptual sphere of personality
teenagers
family
step family
parent-child relationships
values
personal meanings
motives
needs
Issue Date: 2017
Publisher: Видавництво “Науковий світ”
Citation: Пустовалов І. В. Психологічні особливості ціннісно-смислової сфери особистості підлітків в сім'ях повторного шлюбу : автореферат дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / Іван Вікторович Пустовалов ; наук. конс. Олена Іванівна Бондарчук ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 22 с.
Abstract: Дисертацію присвячено дослідженню психологічних особливостей ціннісно- смислової сфери особистості підлітків з сімей повторного шлюбу. У роботі визначено основні підходи до дослідження ціннісно-смислової сфери особистості на основі аналізу яких уточнено поняття ціннісно-смислової сфери особистості підлітків з урахуванням вікової специфіки. Обґрунтовано та розроблено структурно-функціональну модель розвитку ціннісно-смислової сфери особистості підлітків. Проаналізовано специфіку та психологічні особливості сім’ї повторного шлюбу як чинника становлення і розвитку ціннісно-смислової сфери особистості підлітків Визначено критерії та показники розвитку ціннісно-смислової сфери особистості підлітків з сімей повторного шлюбу. Досліджено рівні (високий, середній, низький) розвитку ціннісно-смислової сфери особистості підлітків з сімей повторного шлюбу. Установлено гендерні особливості розвитку окремих компонентів ціннісно-смислової сфери особистості підлітків у сім’ях повторного шлюбу Обґрунтовано, розроблено, апробовано та доведено ефективність психологічної програми розвитку ціннісно-смислової сфери особистості підлітків із сімей повторного шлюбу. Запропоновано методичні рекомендації для психологів та вчителів щодо особливостей реалізації психологічної програми сприяння розвитку ціннісно-смислової сфери особистості підлітків з сімей повторного шлюбу.
В работе определены основные подходы к исследованию ценностно- смысловой сферы личности. Уточнено понятие ценностно-смысловой сферы личности подростков, выделены в ее структуре мотивационно-потребностный, эмоционально-оценочный, поведенческий и смыслообразующий компоненты. Обоснована и разработана структурно-функциональная модель ценностно- смысловой сферы личности подростков. Определены критерии: (сбалансированность, духовность и гармоничность; положительное ценностное отношение; действенность, близость и толерантность; осмысленность и самоконтроль) сформированности ценностно-смысловой сферы в подростковом возрасте; показатели: сформированность потребностей, которые соответствуют возрастной специфике (дружбе, принятия и поддержке со стороны окружающих и др.), сбалансированность и гармоничность развития потребностей личности (с относительным преобладанием потребностей в духовном совершенствовании, эмоциональной близости и т.д.), значимость мотивации саморазвития в иерархии возрастных потребностей, способность эмоциональной оценки жизни, положительное эмоциональное восприятие процесса жизни, ценностное отношение к окружающему, эмпатийная направленность, способность распознавать эмоции других людей и контролировать собственное эмоциональное состояние, преобладание направленности на помощь окружающим в процессе общения, деятельности, познания, готовность реализовать потребности в духовном совершенствовании, эмоциональной близости, бесконфликтное и толерантное взаимодействие с другими людьми, в том числе с родителями, стремление к эмоциональной близости с ними осмысленность процесса жизни, наличие цели, знание себя (самосознание, самоконтроль), адекватность самооценки, осознанное отношение к процессу жизни, наличие целей и жизненных перспектив, их адекватная оценка и т.п., а также выявлены и описаны психологические особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей повторного брака. Исследованы уровни (высокий, средний, низкий) развития ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей повторного брака. Проанализирована специфика и психологические особенности семьи повторного брака как фактора становления и развития ценностно-смысловой сферы личности подростков. Установлено гендерные особенности развития отдельных компонентов ценностно-смысловой сферы личности подростков в семьях повторного брака. Обоснована, разработана, апробирована и доведено эффективность психологической программы развития ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей повторного брака, а также семинар-тренинг для их родителей. Предложены методические рекомендации для психологов по внедрению в своей работе психологической программы развития ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей повторного брака, содержащие как общие характеристики организации и сопровождения роботы тренинговой группы, так и те, которые непосредственно связаны с спецификой выполнения отдельных тренинговых упражнений.
The paper analyzes the main approaches to the study of value-conceptual sphere of the individual and clarifies the concept of teenagers' value-conceptual sphere in terms of their age characteristics. The author proposes a structural-functional model for the development of teenagers' value-conceptual sphere, discusses the psychological characteristics of step families as a teenagers' value-conceptual sphere development factor, determines the criteria and measures of step-family teenagers' value-conceptual sphere levels (high, medium, low) as well as describes the gender characteristics of the individual components of step-family teenagers' value-conceptual sphere. The author presents a scientifically grounded and successfully tested step-family teenagers' value-conceptual sphere development program as well as gives recommendations to psychologists and teachers on its application.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14897
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Pustovalov.pdf916.14 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.