Дисертацію присвячено дослідженню психологічних особливостей ціннісно-
смислової сфери особистості підлітків з сімей повторного шлюбу.
У роботі визначено основні підходи до дослідження ціннісно-смислової сфери
особистості на основі аналізу яких уточнено поняття ціннісно-смислової сфери
особистості підлітків з урахуванням вікової специфіки. Обґрунтовано та розроблено
структурно-функціональну модель розвитку ціннісно-смислової сфери особистості
підлітків. Проаналізовано специфіку та психологічні особливості сім’ї повторного
шлюбу як чинника становлення і розвитку ціннісно-смислової сфери особистості
підлітків Визначено критерії та показники розвитку ціннісно-смислової сфери
особистості підлітків з сімей повторного шлюбу. Досліджено рівні (високий,
середній, низький) розвитку ціннісно-смислової сфери особистості підлітків з сімей
повторного шлюбу. Установлено гендерні особливості розвитку окремих
компонентів ціннісно-смислової сфери особистості підлітків у сім’ях повторного
шлюбу
Обґрунтовано, розроблено, апробовано та доведено ефективність
психологічної програми розвитку ціннісно-смислової сфери особистості підлітків із
сімей повторного шлюбу. Запропоновано методичні рекомендації для психологів та
вчителів щодо особливостей реалізації психологічної програми сприяння розвитку
ціннісно-смислової сфери особистості підлітків з сімей повторного шлюбу.
В работе определены основные подходы к исследованию ценностно-
смысловой сферы личности. Уточнено понятие ценностно-смысловой сферы
личности подростков, выделены в ее структуре мотивационно-потребностный,
эмоционально-оценочный, поведенческий и смыслообразующий компоненты.
Обоснована и разработана структурно-функциональная модель ценностно-
смысловой сферы личности подростков. Определены критерии:
(сбалансированность, духовность и гармоничность; положительное ценностное
отношение; действенность, близость и толерантность; осмысленность и
самоконтроль) сформированности ценностно-смысловой сферы в подростковом
возрасте; показатели: сформированность потребностей, которые соответствуют
возрастной специфике (дружбе, принятия и поддержке со стороны окружающих и др.), сбалансированность и гармоничность развития потребностей личности
(с относительным преобладанием потребностей в духовном совершенствовании,
эмоциональной близости и т.д.), значимость мотивации саморазвития в иерархии
возрастных потребностей, способность эмоциональной оценки жизни,
положительное эмоциональное восприятие процесса жизни, ценностное отношение
к окружающему, эмпатийная направленность, способность распознавать эмоции
других людей и контролировать собственное эмоциональное состояние,
преобладание направленности на помощь окружающим в процессе общения,
деятельности, познания, готовность реализовать потребности в духовном
совершенствовании, эмоциональной близости, бесконфликтное и толерантное
взаимодействие с другими людьми, в том числе с родителями, стремление к
эмоциональной близости с ними осмысленность процесса жизни, наличие цели,
знание себя (самосознание, самоконтроль), адекватность самооценки, осознанное
отношение к процессу жизни, наличие целей и жизненных перспектив, их
адекватная оценка и т.п., а также выявлены и описаны психологические особенности
ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей повторного брака.
Исследованы уровни (высокий, средний, низкий) развития ценностно-смысловой
сферы личности подростков из семей повторного брака. Проанализирована
специфика и психологические особенности семьи повторного брака как фактора
становления и развития ценностно-смысловой сферы личности подростков.
Установлено гендерные особенности развития отдельных компонентов
ценностно-смысловой сферы личности подростков в семьях повторного брака.
Обоснована, разработана, апробирована и доведено эффективность
психологической программы развития ценностно-смысловой сферы личности
подростков из семей повторного брака, а также семинар-тренинг для их родителей.
Предложены методические рекомендации для психологов по внедрению в
своей работе психологической программы развития ценностно-смысловой сферы
личности подростков из семей повторного брака, содержащие как общие
характеристики организации и сопровождения роботы тренинговой группы, так и
те, которые непосредственно связаны с спецификой выполнения отдельных
тренинговых упражнений.
The paper analyzes the main approaches to the study of value-conceptual sphere of
the individual and clarifies the concept of teenagers' value-conceptual sphere in terms of
their age characteristics. The author proposes a structural-functional model for the
development of teenagers' value-conceptual sphere, discusses the psychological
characteristics of step families as a teenagers' value-conceptual sphere development factor, determines the criteria and measures of step-family teenagers' value-conceptual sphere
levels (high, medium, low) as well as describes the gender characteristics of the individual
components of step-family teenagers' value-conceptual sphere.
The author presents a scientifically grounded and successfully tested step-family
teenagers' value-conceptual sphere development program as well as gives
recommendations to psychologists and teachers on its application.