DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14896
Title: Ідеальний образ дорослого як чинник особистісного розвитку підлітка
Authors: Зоріна, Вікторія Іванівна
Keywords: особистісний розвиток підлітка
образ
ідеальний образ дорослого
структура ідеального образу дорослого
факторна модель
семантичний простір
личностное развитие подростка
идеальный образ взрослого
структура идеального образа взрослого
факторная модель
семантическое пространство
personal development of the adolescent
the image
the ideal image of adult
the structure of the ideal image of an adult
a factor model
the semantic space
Issue Date: 2017
Citation: Зоріна В. І. Ідеальний образ дорослого як чинник особистісного розвитку підлітка : автореферат дис. ... канд. псих. наук : 09.00.08 / Вікторія Іванівна Зоріна ; наук. кер. О. О. Нежинська ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 22 с.
Abstract: Дисертацію присвячено дослідженню ідеального образу дорослого як чинника особистісного розвитку підлітка. У роботі визначено теоретичні підходи до вивчення проблеми особистісного розвитку підлітка. Розкрито сутність, структуру (Я-реальний (реальна), Я-ідеальний (ідеальна), Реальний дорослий, Ідеальний дорослий) ідеального образу дорослого як чинника особистісного розвитку підлітка. Методом побудови семантичного простору обґрунтовано та розроблено емпіричну факторну («Статусність», «Упевненість», «Замкнутість», «Доброзичливість») модель образу, в якій визначено місце ідеального образу дорослого. Доведено взаємозв’язок між особистісним розвитком підлітка та ідеальним образом дорослого. Обґрунтовано та розроблено розвивальну психологічну програму особистісного розвитку підлітка, обумовлену впливом ідеального образу дорослого. Доведено її ефективність та необхідність впровадження в роботу з підлітками. Запропоновано рекомендації практичним психологам, педагогам загальноосвітніх шкіл та інших закладів системи освіти, батькам, спрямовані на особистісний розвиток підлітків.
Диссертация посвящена исследованию идеального образа взрослого как фактора личностного развития подростка. В работе рассмотрены теоретические подходы к изучению проблемы личностного развития в целом и подростка в частности. Обосновано применение в работе как ведущего генетико-моделирующего подхода, в рамках которого установлены следующие его показатели: когнитивное освоение ситуации, степень идентификации с социальными объектами, креативность (сохранение своей индивидуальности в социальном взаимодействии), определённость жизненной перспективы во времени. Раскрыта сущность, структура идеального образа взрослого как фактора личностного развития подростка. Методом построения семантического пространства получена эмпирическая факторная модель образа, в которой определено место «реального» и «идеального» образов взрослого и себя. Установлено, что из четырех факторов модели один выражает волевые качества, 19 один – типичное эмоциональное состояние и два носят социальный характер, отражая закрытость от социального взаимодействия. На основе сформулированных в теоретической части показателей личностного развития выделены когнитивный, операциональный, личностный компоненты, и в их рамках – эмпирические критерии личностного развития. Подробно обосновано применение контент-анализа сочинений для оценки уровня и особенностей личностного роста. Установлены многочисленные корреляционные связи между оценкой подростками идеального образа взрослого в семантическом пространстве и таких параметров личностного развития в сочинениях, как обоснованность картины будущего, ведущий уровень ценностей, ясность изложения, выход за пределы инструкции. Таким образом, доказана взаимосвязь между личностным развитием подростка и идеальным образом взрослого в его сознании. Кроме того, сопоставление особенностей идеального образа взрослого в разных возрастных группах с учётом гендера позволило выделить некоторые типичные особенности. В частности, оценка волевых качеств и социальной закрытости идеального образа взрослого выше в среднем подростковом возрасте, чем в младшем и старшем, как и сходство реального и идеального образов. Это отражает динамику идеального образа на протяжении подросткового возраста. На основе этих результатов была разработана программа личностного развития подростков, направленная на ускоренную интеграцию в их сознании до того фрагментированного идеального образа взрослого, повышение идентификации с ним. Программа реализована в форме социально-психологического тренинга, что позволило актуализировать социальный контекст личностного развития. С помощью статистических методов доказана ее эффективность – подростки, участвовавшие в программе, обнаруживали более высокий уровень по большинству эмпирических параметров личностного развития по сравнению с контрольной группой и своими результатами до экспериментального воздействия. Предложены методические рекомендации практическим психологам, педагогам общеобразовательных школ и других учреждений системы образования, родителям, направленные на личностное развитие подростков.
The thesis is devoted to the study of the ideal image of the adult as a factor of personal development of the teenager. The paper identifies the theoretical approaches to the study of problems of personal development of the teenager. The essence, structure (I-am real (real) I-am ideal (ideal), Real adult, Perfect adult) an ideal image of the adult as a factor of the personal 20 development of a teenager. Method of construction of semantic spaces grounded and developed empirical factor («Status», «Confidence», «Isolation», «Goodwill») of the image, which defines the ideal image of an adult. It is proved the relationship between personal development of a teenager and a perfect adult. Grounded and developed educational psychological programme of personal development of a teenager due to the influence of the ideal image of an adult. Its effectiveness and necessity of introduction is proved in the work with teenagers. The proposed recommendations are practical psychologists, teachers of secondary schools and other institutions of the educational system are for the parents to the personal development of adolescents.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14896
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Zorina.pdf1.1 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.