DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14881
Title: Навчальний мовознавчий текст: семантико-синтаксичний та прагматичний аспекти
Authors: Чемпоєш, Валентина Вікторівна
Keywords: текст
дискурс
навчальний мовознавчий текст
цілісність та зв’язність
інформативність
квеситиви
директиви
констативи
текст
дискурс
учебный лингвистический текст
целостность и связность
информативность
квеситивы
директивы
констативы
text
discourse
text linguistic education
integrity and connectivity
information
kvesytyvy
directives
konstatyvy
Issue Date: 2017
Publisher: Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова
Citation: Чемпоєш В. В. Навчальний мовознавчий текст: семантико-синтаксичний та прагматичний аспекти : автореферат дис. ... канд. філол. наук : 10.02.01 / Валентина Вікторівна Чемпоєш ; наук. кер. Наталія Павлівна Гальона ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 22 с.
Abstract: У дисертації вперше в сучасному українському мовознавстві обґрунтовано визначення навчального мовознавчого тексту та навчального мовознавчого дискурсу як різновиду інституційного дискурсу. Виконано комплексний аналіз навчального мовознавчого тексту в аспекті його семантико-синтаксичної структури та комунікативно-прагматичної зорієнтованості. Описано загальнотекстові та диференційні ознаки навчального мовознавчого дискурсу (цілісності та зв’язності, інформативності, інтерпретаційності, аргументованості, узагальненості тощо), з’ясовано засоби їх реалізації. Проаналізовано прагматичні типи речень у навчальному мовознавчому тексті; з’ясовано функції засобів суб’єктивної модальності.
В исследовании впервые в украинистике сделана попытка комплексного анализа учебного лингвистического текста в контексте антропоцентрической парадигмы. В работе проанализированы различные подходы к определению текста, дискурса, учебного текста; педагогического, образовательного, научного и учебного дискурса. В диссертации употребляются как тождественные и взаимозаменяемые термины текст (в широком толковании, в совокупности семантико-синтаксических и коммуникативно-прагматических характеристик текста) и дискурс (в узком толковании этого термина). Учебный лингвистический текст рассматривается как результат речевой учебной деятельности в форме письменной речи, в анализе которого учтена специфика коммуникативной триады адресант – текст – адресат в лингвистическом научно-учебном процессе. Тождественным ему в работе является понятие учебного филологического дискурса как результата речевого процесса в соответствующей коммуникативной ситуации; при этом не учтены такие аспекты широкого понимания дискурса, как устная речь, конкретный временной момент, динамизм ситуации, широкий социальный контекст. Учебный лингвистический дискурс определяется как вербализированный в тексте тип дискурсивной деятельности в области учебной коммуникации, речевое взаимодействие «преподавателя и студента» (представителей учебной деятельности, автора и читателя учебной литературы и т.д.) и рассматривается как тип институционального дискурса. Проанализированы общие и дифференциальные признаки учебного лингвистического текста, определены средства реализации текстовых категориальных признаков учебного лингвистического дискурса (целостности и связности, информативности, интерпретированности, аргументированности, обобщенности авторской позиции). В учебном лингвистическом тексте автор представляет и поясняет научный материал, поэтому информативность, аргументированность и интерпретированность являются его определяющими признаками. Определено, что лингвистический материал учебника характеризуется высокой информативностью и информационной насыщенностью. Качество рассматриваемого текста определяется такими показателями, как новизна информации, ее прагматическая направленность, практическая ценность, актуальность, способность заинтересовать читателя. Показательным для учебного лингвистического текста является активное употребление пояснительных союзов и их аналогов с такими функциями: объяснения и отождествления; объяснения и выделения из ряда однотипного; объяснения и уточнения (дополнения, конкретизации); акцентирования и выделения определенных признаков предмета. На функции пояснения в учебном лингвистическом тексте специализируются как определенные союзы, так и их аналоги. Описаны такие дифференциальные признаки учебного лингвистического текста, как точность, однозначность, доступность изложения; объективность и обобщенность позиции автора; иллюстративность фактами украинского языка и др. Проанализированы признаки целостности и связности лингвистического учебного текста. Определено, что учебные лингвистические тексты в основном имеют дедуктивную и дедуктивно-индуктивную структуру. Исследованы коммуникативно-прагматические особенности учебного лингвистического текста, выяснено, что все изменения ситуаций в учебном дискурсе являются динамическими, ибо связаны с функциональным взаимодействием субъектов коммуникативной деятельности, осуществляющих обмен информацией. Диалогичность учебного лингвистического дискурса представлена субъектным взаимодействием автора и читателя. Этот опосредованный диалог составляет коммуникативную установку в учебной литературе, где автор общается с читателем через текст: хотя реципиент только имплицитно присутствует в тексте, говорящий может обращаться к нему. В субъектной речи фактор говорящего представлен метаавтором, позиция которого предусматривает опосредованное выражение образа автора на текстовом уровне через элементы основного и вспомогательного текста – объяснение, толкование, утверждение, вопрос, комментарий, примечания. Описаны основные прагматические типы предложений в учебном лингвистическом тексте (квеситивы, директивы, констативы); проанализированы средства субъективной модальности.
The author provided the first in modern Ukrainian linguistics reasonably determine academic linguistic text and academic linguistic discourse as a kind of institutional discourse. Completed a comprehensive analysis of the educational linguistic text in terms of its semantic and syntactic structures and communicative-pragmatic orientation. 22 Described overall text and differential features educational linguistic discourse (integrity and connectivity, informative, interpretatsiynosti, argumentation, generalization, etc.), found the means to implement them. Analyzed pragmatic types of sentences in the educational linguistic text; found a means of subjective modality.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14881
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Сhempoiesh.PDF623.22 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.