DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14866
Title: Ідеал як соціокультурний феномен у дискурсі модерну та постмодерну
Authors: Чорна, Лідія Валеріївна
Keywords: диспозитив
ідея
ідеал
модерн
постмодерн
соціальний ідеал
суспільний ідеал
транспозитив
утопія
хронотоп
Chronotope
Dispositif
Idea
Ideal
Modernism
Postmodernism
Social Ideal
Transposition
Utopia
диспозитив
идея
идеал
модерн
постмодерн
социальный идеал
общественный идеал
транспозитив
утопия
хронотоп
Issue Date: 2017
Publisher: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова
Citation: Чорна Л. В. Ідеал як соціокультурний феномен у дискурсі модерну та постмодерну : автореферат дис. ... докт. філос. наук : 09.00.03 / Лідія Валеріївна Чорна ; наук. конс. І. Ф. Надольний ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 38 с.
Abstract: У дисертації розкривається потенціал ідеалу як соціокультурного феномену. Проводиться компаративний аналіз домодерної, модерної та постмодерної парадигми функціонування ідеалу. Формулюється концепція ідеалу як соціокультурного феномену в синтезованому полі антропологічного, семіологічного та візуального повороту Постмодерну. Обґрунтовується, що існування людини у сучасному соціокультурному просторі є адаптація до практик культури, що утворюють новий образ та ідеали людини. Обґрунтовується сучасна міфологізація ідеалу, яка перетворюється на міфодизайн та актуалізує розуміння ідеалу як симулякру. Уточнюється роль революції та утопії як модерних форм практичного втілення суспільного ідеалу. Розкриваються характерні риси та причини руйнації комуністичного ідеалу як редукованого релігійного ідеалу. Функціонування комуністичного ідеалу досліджується в контексті його існування як параду атракціонів. Описуються прогностичні можливості ідеалу як соціокультурного феномену.
The thesis reveals the potential of Ideal as a sociocultural phenomenon. The comparative analysis of pre-modern, modern and postmodern paradigms of Ideal functioning is conducted. It is formulated the concept of the Ideal as a sociocultural phenomenon in the synthesized sphere of anthropological, semiological and visual turn of Postmodern. There is grounded that man existence in the modern sociocultural space is an adaptation to cultural practices that create a new image and ideals of a man. Modern mythologization of Ideal is described, which is converted to mythodesign and actualizes the understanding of Ideal as a simulacrum. The role of revolution and utopia as modern forms of practical implementation of social ideal is specified. The peculiarities of communist ideal and reasons of its destruction as reduced religious ideal are revealed. Functioning of the communist ideal is investigated in the context of its existence as a parade of attractions. There are described the prognostic abilities of an Ideal as a sociocultural phenomenon.
В диссертации раскрывается функциональный потенциал идеала как социокультурного феномена. На широком историко-философском материале проводится компаративный анализ функционирования идеала в рамках премодерной, модерной и постмодерной мировоззренческой парадигмы. В исследовании уточняются содержательные, структурные и функциональные характеристики утопии и революции как социокультурных феноменов эпохи Модерна. Формулируется концепция идеала как социокультурного феномена в синтезированном поле антропологического, семиологического и визуального поворота Постмодерна. Проведенное исследование позволяет обосновать, что существование человека в современном социокультурном пространстве представляет собой адаптацию к практикам культуры, создающим новый образ и идеалы человека. Современные идеалы определяются как нормативные маркеры лексики, артикуляции, дисциплинарных дискурсивных практик. В работе освещается проблематика моделей практик культуры, в рамках которых идеал рассматривается как поливалентная сущность, коррелирующая со способностью быть абсолютом и вещью в зависимости от измерения человеческого существования – религиозного, этического, эстетического, художественного. Рассматривается современная мифологизация идеала, которая превращается в мифодизайн и актуализирует понимание идеала как симулякра. Акцентируется внимание на том, что сексуальность, телесность, власть в контексте дискурсивных практик создают новую, сравнительно с парадигмой эпохи Модерна, систему презентации идеала, основывающуюся на лингвистическом идеале. На основе селекции, путем трансформации первичного дискурса достигается идеальная информация, благодаря перекомбинированию, риторическим перестановкам, деформациям, изменениям. Идеалы Постмодерна, сравнительно с идеалами эпохи Модерна, трансформируются, теряя субстанциональность и идентичность, и превращаются в вербализованную конструкцию. Возникает синтез вербального и визуального. Обосновывается взаимосвязь между антропологическими и визуальными константами постмодернистского идеала. Акцентируется внимание на том, что современный антропологический контекст характеризует «выход» человека в иное, виртуальное пространство, в связи с чем анализируется новый хронотоп идеала Постмодерна, основанный на новом диспозитиве и транспозитиве. Трансформируется и религиозный идеал бессмертия, который в дискурсе виртуальной реальности творит свою экранную, визуальную версию бессмертия. Раскрываются характерные черты и причины трансформации и разрушения коммунистического идеала как редуцированного религиозного идеала. Функционирование коммунистического идеала исследуется в контексте анализа общества спектакля, позиционирования идеала как парада аттракционов. Описываются прогностические возможности идеала как социокультурного феномена.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14866
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Chorna.pdf844.53 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.