Дисертація є естетичним дослідженням функціонування категорії
«сакральне» в культурі.
В роботі досліджуються естетичні принципи становлення, еволюції та
розвитку сакральних практик у культурно-історичній ретроспективі та
перспективі. Пропонується інтегративне тлумачення категорії «сакральне» як
єдності релігійної, етичної та естетичної сфер культуротворчості. Естетичні
аспекти сакралізації та десакралізації культурних практик визначаються в
рамках естетичної реальності.
Проаналізовано соціопрагматику культурних практик сакрального,
культурний досвід сакралізації культури середньовіччя, досвід секуляризації
культури, мистецтва модерну та постмодерну як феномен естетичного та
художнього універсалізму митця, пошук релігійної тотальності як певний вияв
десакралізації культури.
Сакральне визначено у контексті жанрово-видових трансформацій
сучасних культурних практик, у вимірі комунікативної етики й екологічної
естетики. Охарактеризовані принципи теріоморфізму, антропоцентризму і
теоцентризму як естетичні настанови симбіозу культурних практик
постмодернізму. Сакральний етос та ерос арт-практик постмодернізму
презентовані в контексті сучасних естетичних теорій.
The thesis is an aesthetic study of the functioning of the category of “sacred” in
culture.
Aesthetic principles of formation, evolution and development of sacral practices
in the cultural and historical retrospective and prospective are studied this scientific
work. The integrative interpretation of the category of “sacred” as the unity of
religious, ethic and aesthetic spheres of cultural production is proposed. The aesthetic
aspects of sacralization and desacralization of the cultural practices are defined within
the aesthetic reality. The sociopragmatic aspect of the cultural practices of sacred, cultural experience
of sacralization of the culture of the Middle Ages, experience of secularizing of
culture, Art Nouveau and Postmodernity as the phenomenon of aesthetic and artistic
universality of an artist, the search of religious totality as certain manifestation of
desacralization of culture.
Sacred is defined in the context of genre-specific transformations of modern
cultural practices, in the dimension of communicative ethics and ecological
aesthetics. The thesis describes The principles of teriomorfizm, anthropocentrism and
theocentrism as aesthetic directions of the symbiosis of the cultural practices of
Postmodernity are described. The sacred ethos and eros of the art practices of
Postmodernity are presented in the context of contemporary aesthetic theories.
Диссертация является эстетическим исследованием функционирования
категории «сакральное» в культуре.
В работе исследуются эстетические принципы становления, эволюции и
развития сакральных практик в культурно-исторической ретроспективе и
перспективе. Предлагается интегративное толкование категории «сакральное»
как единства религиозной, этической и эстетической сфер культуротворчества.
Эстетические аспекты сакрализации и десакрализации культурных практик
характеризуются в рамках эстетической реальности.
Проанализировано социопрагматику культурных практик сакрального,
культурный опыт сакрализации культуры средневековья, опыт секуляризации
культуры, искусства модерна и постмодерна как феномен эстетического и
художественного универсализма художника, поиск религиозной тотальности
как определенное проявление десакрализации культуры.
Современная культура, культура масс-медиа, виртуальная, экранная
культура используют простые и ясные коды еды, секса, прикосновения, то есть
тактильного общения, апеллируют к реакциям и эмоциям, редуцируют все
сложное поле культурных импликаций отношений людей, ищут свои модели
коммуникации сакральности. Нередко она не может решить это задание в
редуцированном пространстве, потому вынуждена использовать старые клише,
цитаты, выдавая их за новейший образ супермодных современных технологий.
Реципиент попадает в то поле, которое отмечает семиотика как тотальные
коннотации, то есть денотат устраняется, а кризис референции приводит к
тому, что современные культурные практики легко манипулируют сознанием.
Отмечено, что такое манипулирование подтверждается активной агрессией
визуальной идентичности, которая дается на экране ТВ, в частности, это
приводит к тому, что человек живет в фантомно-условном мире как в реальном.
Агрессивный код использования чисто внешних признаков, эстетики,
сугестии давних культурных, сакральных символов, которые «работают» в
любых обстоятельствах автоматически при условии умелого запуска их в поток
ассоциаций, аттракцион коннотаций (символических, образных, экранных,
виртуальных), будет действовать в нужном направлении. Итак, человек
находит горизонт сакрального на животном уровне, эстетических адекваций,
лишь на уровне органических чувств, а высокие категории (интеллектуальное
наслаждение, любовь) вычеркиваеются, образ мира берется только в виде
символической, тотальной идентичности, которая осуществляется в рекламе,
моде, политике.
Доказано, что антропоцентризм и териоцентризм ищут свой центр,
которым является сакральное как таковое. Лишь сакральное дает уверенность,
что культура существует.
Сакральное определено в контексте жанрово-видовых трансформаций
современных культурных практик, в измерении коммуникативной этики и
экологической эстетики. Охарактеризованы принципы териоморфизма,
антропоцентризма и теоцентризма как эстетические установки симбиоза
культурных практик постмодернизма. Сакральный етос и эрос арт-практик
постмодернизма представлены в контексте современных эстетических теорий.