Дисертація присвячена актуальній проблемі підвищення професійної
спрямованості фізичного виховання майбутніх учителів музики. Висвітлено основи
фізичного виховання майбутніх учителів музики з урахуванням особливостей
професії. Визначено зміст складнокоординаційних рухів у професійній діяльності
педагогів-музикантів.
Розроблено структуру та класифікацію складнокоординаційних рухів
музикантів з урахуванням музичної спеціалізації. Охарактеризовано передумови
підвищення професійної спрямованості фізичного виховання студентів музично-
педагогічних спеціальностей. Представлено методику формування
складнокоординаційних рухів майбутніх учителів музики засобами аквафітнесу у
процесі фізичного виховання. Визначено організаційно-педагогічні умови
ефективності формування складнокоординаційних рухів майбутніх учителів музики
у процесі фізичного виховання. Подано критерії оцінювання сформованості складнокоординаційних рухів
студентів музично-педагогічних спеціальностей у процесі занять з аквафітнесу.
Підтверджено ефективність впровадження методики формування
складнокоординаційних рухів майбутніх учителів музики засобами аквафітнесу у
навчально-виховний процес з фізичного виховання студентів музично-педагогічних
спеціальностей.
Диссертация посвящена актуальной проблеме повышения эффективности
физического воспитания будущих учителей музыки. Раскрыты особенности
организации физического воспитания студентов с учетом требований передовых
образовательных тенденций. Освещены основы физического воспитания будущих
учителей музыки с учетом особенностей профессии. Определено содержание
сложнокоординационных движений в профессиональной деятельности педагогов-
музыкантов. Изучены возможности повышения профессиональной направленности
физического воспитания студентов музыкально-педагогических специальностей в
процессе занятий аквафитнесом.
Изучение содержания и механизмов игры на музыкальном инструменте с
позиции физиологии, психологии и биомеханики позволили определить
психофизиологическую структуру профессиональных движений музыкантов,
которая раскрывает особенности работы мышц во время исполнительской
деятельности. Важность упорядочения физиологических механизмов построения
рабочих операций во время игры на музыкальном инструменте и возможность их
совершенствования средствами физической культуры обусловили необходимость
разработки классификации сложнокоординационных движений музыкантов-
инструменталистов.
Охарактеризованы предпосылки повышения профессиональной
направленности физического воспитания студентов музыкально-педагогических
специальностей, в частности их мотивация к занятиям аквафитнесом, уровень
физического здоровья и развития профессионально важных моторных,
сенсомоторных и психомоторных способностей.
Теоретически обоснована и практически разработана методика формирования
сложнокоординационных движений будущих учителей музыки средствами
аквафитнеса в процессе физического воспитания.
Принцип построения методики основывался на учете особого действия
гидродинамических свойств водной среды на организм занимающихся. При этом суть мышечной деятельности студентов заключалась в выполнении
сложнокоординационных движений, специфика которых зависит от
психофизиологической структуры рабочей позы и рабочих движений во время игры
на конкретном музыкальном инструменте, особенностей действия биомеханических
звеньев музыканта во время исполнительской деятельности.
Определены организационно-педагогические условия эффективности
формирования сложнокоординационных движений будущих учителей музыки в
процессе физического воспитания, а именно: обеспечение единства образования и
здоровья молодежи; соблюдение социальных, дидактических и специфических
принципов в процессе физического воспитания, гигиенических требований и
безопасности мест занятий; использование практического опыта организации
занятий физическими упражнениями в воде повышение мотивации студентов к
профессиональному совершенствованию средствами физической культуры;
актуализация и создание теоретико-методической базы для физического
самосовершенствования в процессе самодеятельной инициативы; реализация
индивидуального подхода путем учета показателей физического состояния,
физкультурно-спортивных интересов и профессиональных особенностей студентов;
создание комплексной системы объективного контроля.
Представлены критерии оценки сформированности сложнокоординационных
движений студентов музыкально-педагогических специальностей в процессе
занятий аквафитнесом. За основу критериев приняты факторы, влияющие на
студентов музыкально-педагогических специальностей в процессе обучения, а
именно: мотивацию, уровень развития профессионально важных моторных,
сенсомоторных и психомоторных способностей и физическое состояние молодежи
по объективным показателям. Определены три уровня качественной оценки -
низкий, средний, высокий. Предложенный критериально-диагностический
инструментарий может использоваться в качестве педагогического контроля в
процессе физического воспитания студентов музыкально-педагогических
специальностей.
Подтверждена эффективность внедрения методики формирования
сложнокоординационных движений будущих учителей музыки средствами
аквафитнеса в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию
студентов музыкально-педагогических специальностей.
The thesis is devoted to the problem of increasing physical education professional
orientation of the future music teachers. The peculiarities of students’ physical education organization to meet the requirements of advanced educational trends are revealed. The
basics of future music teachers’ physical training according to the peculiarities of the
profession are highlighted. The content of complex coordination movements in the music
teachers’ professional work is defined. A possible increase in professional orientation of
future music teacher physical education during classes of aqua fitness is studied.
The structure and classification of musical specialization based complex
coordination movements are worked out. The prerequisites for improving professional
orientation of physical education for future music teachers are characterized. A model of
formation of complex coordination movements of the future music teachers by means of
aqua fitness in physical education is suggested. The method of forming complex
coordination movements for future music teachers by means of aqua fitness is theoretically
grounded up and practically worked out. The organizational and pedagogical conditions of
complex coordination movements formation efficiency of future music teachers in
physical education are determined.
The criteria for evaluating forming complex coordination movements of students
during classes of aqua fitness are given. The efficiency of methods of forming complex
coordination movements for future music teachers by means of aqua fitness in the
educational process of students’ physical training is confirmed.