У дисертаційній роботі: з’ясовано реальний стан досліджуваної проблеми в теорії та практиці навчання; визначено психолого-педагогічні особливості
учнів-гуманітаріїв, що проявляються в навчанні математики; визначено сутність поняття «активізація пізнавальної діяльності учнів» у контексті дослідження;визначено й теоретично обґрунтовано шляхи й засоби активізації пізнавальної діяльності учнів класів з гуманітарним профілем навчання в процесі навчання математики; розроблено та експериментально перевірено розроблену методику активізації пізнавальної діяльності учнів класів з гуманітарним профілем навчання в процесі навчання математики. Результати дослідження можуть бути використані в практиці навчання
математики учнів 10-11 класів з гуманітарним профілем навчання в загальноосвітніх навчальних закладах І-ІІІ ступенів, учнів нематематичних спеціальностей освітніх закладів І-ІІ рівнів акредитації, у системі підвищення
кваліфікації вчителів математики.
В диссертационной работе: установлено реальное положение исследуемой проблемы в теории и практике обучения; определены психолого-педагогические особенности учащихся-гуманитариев, проявляющиеся в
обучении математике; определена сущность понятия «активизация познавательной деятельности учащихся» в контексте исследования; определены и теоретически обоснованы пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся классов с гуманитарным профилем обучения в ходе обучения математике; разработана и экспериментально проверена разработанная методика активизации познавательной деятельности учащихся классов с гуманитарным профилем обучения в процессе обучения
математике. Введение профильной дифференциации в старшей школе соответствует инновационным процессам, которые происходят сегодня в государстве с целью модернизации образования. Современный рынок труда требует от квалифицированных специалистов определенной математической подготовки. Это касается и профессий гуманитарной направленности, поскольку качество математической подготовки свидетельствует о готовности молодежи к повседневной жизни и профессиональной деятельности. В процессе обучения
математике учащиеся классов с гуманитарным профилем обучения должны осознать роль математики как элемента общей человеческой культуры, межпредметные связи курса математики с гуманитарными учебными
предметами, овладеть приемами умственных действий по решению математических и прикладных задач. Для решения этой актуальной проблемы необходимо модифицировать и усовершенствовать действующую
методическую систему обучения математике в классах с гуманитарным профилем обучения, направляя ее на активизацию познавательной деятельности этих учащихся. Проведенное психолого-педагогическое исследование позволило охарактеризовать психолого-педагогические особенности изучения математики
учащимися-гуманитариями: мышление образами, а не абстрактными конструкциями, всегда нужны наглядные примеры в процессе изучения нового материала; неадекватное восприятие графиков функций, математических формул или записи определений и теорем с помощью символов; при воспроизведении формулировок определений или доказательств теорем часто отсутствует глубокое понимание изученного, часто старшеклассники не в состоянии привести фрагмент доказательства теоремы или составить его план;
объяснения к задачам всегда расширенное, а не лаконичное; учащиеся-гуманитарии часто нуждаются в индивидуальных консультациях учителя. Активизацию познавательной деятельности учащихся классов с
гуманитарным профилем обучения в процессе обучения математике следует понимать как их совместную деятельность с учителем математики, направленную на преодоление негативных установок и психологических
барьеров по изучению ими математики, проявляется в повышении уровня активности учащихся через формирование и развитие их познавательного интереса (понимание математики как средства умственного развития), познавательной активности (стремление учеников к осознанию и решению задач нестандартного характера) и познавательной самостоятельности
(усовершенствование самооценки учащихся).
Разработанная методика основывается на формировании положительной мотивации к обучению через оптимальный отбор и структурирование учебного
материала, дальнейшее совершенствование форм, методов и средств обучения математике этих учащихся. Содержательная модель активизации познавательной деятельности учащихся классов с гуманитарным профилем обучения в процессе обучения математике предполагает этапы: дидактическая установка, мотивация учащихся через ситуацию «импрессинга», постановка цели, постановка задач, работа по достижению компетентности и рефлексия.
В ходе эксперимента было подтверждено, что уровень активности в процессе обучения математике учащихся классов гуманитарных профилей, которые учились по методике, ориентированной на активизацию их
познавательной деятельности, объективно выше такого же показателя в группе, которая обучалась классическими методами. Результаты исследования могут быть использованы в практике обучения математике учащихся 10-11 классов с гуманитарным профилем обучения в общеобразовательных учебных заведениях I-III степеней, учащихся нематематических специальностей образовательных учреждений I-II уровней аккредитации, в системе повышения квалификации учителей математики.
In the scientific thesis, the real state of the investigated problem in the theory
and practice of teaching has been clarified. Psychological and pedagogical
peculiarities of students-humanitarians manifested in the studying of mathematics are
defined.
The essence of the «students’ cognitive activity activation» concept in the
context of research has been determined. The ways and means of students’ cognitive
activity activation in humanitarian sciences forms at Mathematics lessons have been
defined and theoretically grounded. Methods of cognitive activity activation in the
process of learning Mathematics by the students studying in humanitarian sciences
forms have been developed and experimentally tested. The results of the study can be
used in the practice of teaching Mathematics with the students of 10 th and 11 th years
of studying in the forms of humanitarian sciences of Comprehensive schools of the I-
st – III-rd degrees; students of non-mathematical specialties of educational
establishments of the I-st-II-nd levels of accreditation, as well as in Mathematics
teachers’ qualification upgrading system.