Здійснено філософську концептуалізацію феномену віртуального
університету в умовах становлення інформаційного суспільства. Віртуальний
університету визначено як освітній феномен інформаційного суспільства,
основним призначенням якого є виробництво і поширення знань та інформації в
освітніх цілях за допомогою інформаційно-комунікаційних технологій.
Віртуалізація університету супроводжується формуванням «простору симулякрів
знань», який змушена освоювати людина інформаційної епохи. Проаналізовано
аксіологічні засади університету в контексті їхньої віртуалізації, зокрема показано,
що з розвитком інформаційного суспільства виникає необхідність у реактуалізації
та переосмисленні змісту освіти та її ціннісних складових. Віртуальний
університет з необхідністю має бути побудований з урахуванням нових ціннісних
орієнтирів та потреб особистості й соціуму.
Обґрунтовано потребу розширення пошукового поля інновацій за межі
Європи і залучення досвіду вищої освіти прогресивних країн Сходу. Так, виявлено
потенціал вищої освіти Китаю, який формується на основі ретельного контролю
та активної державної підтримки. Досліджено футурологію освіти у контексті її
«віртуального» перетворення, показано важливість передбачення наслідків
(можливих і бажаних) реформ, які здійснюються, адже вони мають тривалий
вплив на суспільство. Для цього потрібна постійна філософська рефлексія
стратегій розвитку освітньої галузі.
Осуществлено философскую концептуализацию феномена виртуального
университета в условиях становления информационного общества.
Виртуальный университет определен как образовательный феномен
информационного общества, основным назначением которого является
производство и распространение знаний и информации в образовательных
целях с помощью информационно-коммуникационных технологий.
С философской точки зрения виртуализация университета сопровождается
формированием «пространства симулякров знаний», которое вынужден
осваивать человек информационной эпохи. Проанализированы
аксиологические основы университета в контексте их виртуализации, в
частности показано, что с развитием информационного общества возникает
необходимость в реактуализации и переосмыслении содержания образования и
его ценностных составляющих. Виртуальный университет с необходимостью
должен быть построен с учетом новых ценностных ориентиров и потребностей
личности и социума.
Анализируя историю университета как социокультурного феномена, в
частности обосновано, что идею университета нельзя редуцировать к
обеспечению трансляции знаний в стенах самих университетов. Исследование
истории становления университета не только в европейской, но и в азиатской
культуре с методологических позиций философии образования может быть
источником эвристических идей, с помощью которых происходит углубление
понимания особенностей этого феномена, которые обеспечивают гибкость
университета перед фундаментальными вызовами новых эпох, однако, с
сохранением базовой университетской традиции.
Анализ гносеологических и эпистемологических особенностей
виртуального университета, в частности показал, что наличие виртуальной
среды знаний, в которой разворачивается процесс обучения, порождает
необходимость развития виртуальной культуры, которая являет особой форму
коммуникации субъектов образования в процессе производства и потребления
знаний. Эта формация отвечает за создание «образа» будущего специалиста и
является смысловой основой развития виртуального образования. Виртуальная
коммуникация является подвидом собственно смысловой коммуникации,
которая включает в себя обмен как информацией, так и знаниями. Идеология
объектно-ориентированного обучения в этом смысле развивается на базе
дистанционного и виртуального обучения, ведь учебные объекты широко
используются в виртуальной учебной бреде. Обоснована необходимость
формирования новой картины мира, которая предусматривает ответственность
человечества перед самим собой и перед природой, возвеличивание ценностей
человеческой жизни, свободы выбора. Это становится причиной формирования
новых аксиологических маркеров, которые определяют виртуальный
университет как феномен информационного общества.
Обоснованна необходимость расширения поискового поля инноваций за
пределы Европы и привлечения опыта высшего образования прогрессивных
стран Востока. Таким образом, выявлен потенциал высшего образования Китая,
который формируется на основе тщательного контроля и активной
государственной поддержки. Исследована футурология образования в
контексте ее «виртуального» преобразования, показана важность предсказания
последствий (возможен и желаемых) реформ, которые осуществляются, ведь
они имеют длительное влияние на общество. Для этого нужна постоянная
философская рефлексия стратегий развития образования.
The philosophical conceptualization of the phenomenon of virtual university is
performed in terms of information society formation. The virtual university is defined
as an educational phenomenon of information society one’s purpose is the production and dissemination of knowledge and information for educational purposes through
information and communication technologies. The virtualization of university is
accompanied by the formation of "space of knowledge simulacra " which people of
information age need to familiarize. The axiological principles of the university are
analyzed in the context of their virtualization. Particular it is shown that the
development of the information society produces the need of re-actualization and
rethinking of educational content and its valuable components. Virtual university
needs to be built taking into account new moral values and needs of the individual
and society.
It is grounded the need to expand the search field of innovation outside of
Europe. It also looks productive by involving of higher education experience of
advanced Eastern countries. Particularly, author discovers the potential of Chinese
higher education, which is based on careful monitoring and active government
support. The futurology of education is studied in the context of one’s "virtual"
transformation. It is shown the importance of foresight of consequences (possible and
desirable) reforms, because they have lasting impact on society. It requires the
constant philosophical reflection of education modernization strategies.