Дисертація присвячена дослідженню сутності, ролі, вікових особливостей
та особистісних детермінант розвитку впевненості у собі, її структури,
критеріїв, показників вимірювання, визначенню умов, шляхів та засобів впливу
на підвищення її інтенсивності. У роботі представлений аналіз науково-
теоретичних концепцій та підходів до вивчення проблеми впевненості у собі у
зарубіжній, радянській та вітчизняній психології, розкриті вікові особливості її
вияву. Визначено структуру (мотиваційний, емоційний, когнітивний,
поведінковий компоненти) впевненості у собі, критерії і показники її
діагностування (самоствердження: адекватність, конструктивність;
аутосимпатія: самоприйняття, переживання симпатії до себе; саморозуміння:
самоусвідомлення, самопізнання; спонтанність: саморозкриття, автентичність,
самостійність), особистісні детермінанти цього психічного утворення (мотивація досягнення, автономність, рефлексивність, копінг-стратегія),
описана їх структура та рівні вияву.
Обґрунтовано, розроблено, апробовано психокорекційну програму роботи
з розвитку впевненості у собі в підлітковому віці шляхом впливу як на її
структурні компоненти, так і на особистісні детермінанти активними соціально-
психологічними методами навчання. Доводиться ефективність включення даної
програми в навчально-виховний процес як чинника особистісного зростання у
підлітковому віці.
Диссертация посвящена исследованию сути, роли, психологических
особенностей, личностных детерминант уверенности в себе, ее структуры,
критериев измерения, поиску путей и способов влияния на усиление
интенсивности этого психологического явления в подростковом возрасте. В
работе представлен анализ научно-теоретических концепций и подходов к
изучению проблемы уверенности в себе в зарубежной, советской и
отечественной психологии, раскрыты возрастные особенности ее проявлений.
Сущность уверенности в себе понимается нами как стойкое позитивное
отношение к собственным возможностям, которое проявляется в
мотивационной, эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах
личности.
Определено структуру (мотивационный, эмоциональный, когнитивный,
поведенческий компоненты) уверенности в себе, критерии и показатели ее
диагностирования (самоутверждение: адекватность, конструктивность;
аутосимпатия: самопринятие, переживание симпатии к себе; самопонимание:
самосознавание, самопознание; спонтанность: самораскрытие, аутентичность,
самостоятельность), личностные детерминанты (мотивация достижения,
автономность, рефлексивность, копинг-стратегия), описана их структура и
уровни проявления.
В работе представлены результаты экспериментального исследования
психологических особенностей становления структурных компонентов
уверенности в себе у подростков. Выявлено, что большинство подростков
способны конструктивно и полуконструктивно осуществлять
самоутверждение, аутосимпатию, самопонимание и спонтанность.
Одновременно увеличивается количество исследуемых 14 – 15-летнего
возраста с противоречивыми проявлениями среднего полуконструктивного
уровня и снижается – высокого конструктивного в процессе развития данного
психологического явления у старших подростков.
На основе полученных данных распределения уровней развития
личностных детерминант уверенности в себе в этом возрасте выявлено, что
высокий уровень не является определяющим. Полуконструктивный и
неконструктивный уровни проявления – средний и низкий – имеют
преимущество над конструктивным высоким уровнем.
Обоснована система психологической коррекционной работы по
развитию уверенности в себе в подростковом возрасте путем активизации
условий развития личностных детерминант и структурных компонентов
исследуемого психологического образования.
Подтверждена эффективность реализованной системы
психокоррекционной работы по развитию уверенности в себе у подростков,
сформулированы практические рекомендации для практических психологов,
педагогов.
This research focuses on the nature, role, age characteristics and personality
determinants of self-confidence, its structure, criteria, performance measurement,
definition of terms, ways and means to improve the impact of its intensity. The paper
presents an analysis of scientific concepts and theoretical approaches to the study of
confidence in foreign, Soviet and native psychology, revealed age features home of
its expression. The structure (motivational, emotional, cognitive, behavioral
components) confidence, criteria and indicators of diagnosis (affirmation, adequacy,
constructive, autosympatiya: self-acceptance, feelings of sympathy for own
personality, self-understanding, self-awareness, self-knowledge, spontaneity, self-
disclosure, authenticity, independence ), personality determinants of mental
formation of the motivation of achievement, autonomy, reflexivity, coping strategy)
described their structure and levels of expression.
Proved developed, tested psycho corrective program for the development of
teenagers’ self-confidence by acting as its structural components and the active
personality determinants of social and psychological methods. We have included the
effectiveness of the program in the educational process of teenagers’ personal
growth.