Простежено особливості реформування системи підготовки і
перепідготовки педагогічних кадрів та забезпечення загальноосвітніх шкіл
учителями. Проаналізовано динаміку кількісно-якісного складу вчителів та вплив
органів влади на ці показники. Звернено увагу на специфіку ідеологічної роботи з
учителями та з’ясовано особливості участі освітян в агітаційно-пропагандистській
роботі. Відображено місце вчителів у тогочасному суспільстві, зміни за умов праці
та соціального забезпечення. Досліджено матеріально-побутові умови та життєвий
рівень вчителів загальноосвітніх шкіл. На основі фактичного матеріалу досліджено
розмір заробітної плати освітян, проаналізовано ціну на продовольчі та промислові
товари, простежено купівельну спроможність учителів. Висвітлено умови
проживання педагогів, забезпечення їх продуктами харчування, електрикою,
земельними ділянками. Проаналізовано вплив політичної та ідеологічної системи
на повсякденне життя освітян. Простежено внесок педагогів у формування
світогляду населення та дозвілля вчителів.
Диссертационная работа посвящена комплексному и всестороннему
исследованию деятельности и жизни учителей общеобразовательных школ УССР
периода хрущевской «оттепели» (вторая половина 50-х – первая половина 60-х гг.
ХХ в.), их участия в обсуждении и влиянии на принятие Закона «Об укреплении
связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования
в УССР», социальному статусу и материальному благосостоянию. В диссертации
на основе анализа историографии, архивных материалов, опубликованных
документов и периодических изданий исследованы количественные и
качественные показатели учительства общеобразовательных школ, их социально-
бытовое положение и морально-психологическое состояние со второй половины
1950-х и до первой половины 1960-х гг. ХХ в. Определена степень исследования
проблемы в исторической науке.
В диссертации проведен комплексный анализ кадрового и материально-
технического обеспечения общеобразовательных школ, исследовано влияние
принятого Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем
развитии системы народного образования в УССР» на эти показатели.
Установлено, что на протяжении второй половины 1950-х гг. и до первой половины
1960-х гг. ХХ в. была нехватка педагогов общеобразовательных школ с высшим
образованием. Проанализированы социально-экономические аспекты жизни
школьного учительства: качество жизни педагогов, социально-бытовое
обеспечение учителей. Приведены данные о фактическом уровне заработной платы
учителей школ. Доведено, что оплата работы учителя общеобразовательной школы
возрастала, однако это не давало реальных возможностей для приобретения
жизненно необходимых товаров. В частности, установлено, что был дефицит
товаров первой необходимости. Это негативно отражалось на благосостоянии и
комфорте учителей страны. Выяснено, что одной из нерешенных социально-
бытовых проблем было недостаточное обеспечение учителей жильём,
неудовлетворительные жилищные условия. В исследовании освещены условия
педагогической деятельности: отсутствие элементарных материалов для
проведения учебно-педагогической работы, значительная перегрузка массовой
работой. Установлено, что большинству учителей общеобразовательных школ
приходилось жить в неприспособленных условиях для жизни и отдыха.
В диссертации существенное внимание уделено изучению влияния
политико-идеологического давления на жизнь школьного учительства со стороны
советской власти. Сделано вывод о том, что работа учителей общеобразовательных
школ республики находилась под контролем партийных и советских органов,
которые устанавливали жесткие рамки учительской деятельности, подчиняя ее
официальной идеологии. Но даже в таких условиях учителя общеобразовательных школ своей работой содействовали поднятию общего уровня образованности
населения.
, , , , .
The dissertation traces features of reformation of pedagogical staff preparation
and advanced training system, as well as provision of general schools with teachers. It
analyzes the dynamics of quantitative and quantitative composition of teachers and the
state authorities’ influence on these indexes. It pays attention to specifics of ideological
work with teachers and reveals peculiarities of teachers’ participation in agitprop work.
The dissertation represents the place of teachers in the society of that time, change in the
conditions of their labor and social security. Living conditions and standards of general
school teachers are investigated. Based on actual material, rates of teachers’ wages are
investigated. Prices for food and industrial products are analyzed, and the purchasing
power of teachers is traced. The dissertation highlights the housing conditions of
teachers, reflects provision of them with foods, electricity, land plots. Influence of
political and ideological system on everyday life of teachers is highlighted. Contribution
of teachers into formation of the population’s outlook is analyzed. Leisure of teachers is
reflected.