Дисертація присвячена питанню розвитку позашкільної освіти у
Сполучених Штатах Америки. Здійснено аналіз теоретичних основ розвитку
позашкільної освіти у Сполучених Штатах Америки та охарактеризовано
історико-педагогічний генезис функціонування і розвитку американської
позашкільної освіти.
Встановлено, що позашкільна освіта у США є освітня діяльність,
спрямована на виховання дітей і молоді, підвищення рівня їх освіти та
суспільної мотивації, забезпечення міцного здоров’я, відвернення від девіантної
поведінки у позашкільний час.
Розкрито сучасні організаційно-педагогічні засади позашкільної освіти у
США за нормативно-правовим, структурно-організаційним, освітнім, кадрово-
педагогічним та фінансово-матеріальним складовими забезпечення.
На основі досвіду та кращих практик позашкільної освіти у Сполучених
Штатах Америки розроблено рекомендації щодо розвитку системи
позашкільної освіти, діяльності позашкільних навчальних закладів в Україні.
Диссертация посвящена вопросу развития внешкольного образования в
Соединенных Штатах Америки. Проведен анализ теоретических основ развития
внешкольного образования в Соединенных Штатах Америки, охарактеризовано
историко-педагогический генезис функционирования и развития американского
внешкольного образования, раскрыты современные организационно-
педагогические основы внешкольного образования в США.
Анализ теоретических положений и практики развития внешкольного
образования в Соединенных Штатах Америки показал актуальность и
значимость данной проблематики.
Установлено, что основными понятиями и терминами, которые
используются в США, являются «внешкольное образование» (after-school
education), «внешкольная программа» (after-school program (ASP)), «образование
вне школы», «образование вне школьного времени» (out-of-school time (OST).
Дан историко-педагогический генезис функционирования и развития
внешкольного образования в США и выделены его основные этапы и периоды:
I этап (1850–1920 гг.) – возникновение первых внешкольных
учреждений – клубов для мальчиков (Boys’ Club).
II этап (1921–1959 гг.) – развитие и расширение сети внешкольных
учреждений, совершенствование программ внешкольного образования,
привлечение девочек во внешкольную деятельность, появление детских
организаций и клубов.
III этап (1960–1990 гг.) – развитие законодательного обеспечения
внешкольного образования, принятие Закона «Об начальном и среднем
образовании» (Elementary and Secondary Education Act (ESEA)), проведение
Первой конференции по вопросам детей и молодежи (White House Conference
on Child and Youth), инициированной Белым домом, утверждение Акта
развития ребенка (Child Development Act).
IV этап (1991–2008 гг.) – финансовая помощь и поддержка государством
внешкольного образования, активизация деятельности Общественных центров
обучения 21-го века (21st Century Community Learning Centers (21 CCLCs)).
V этап (2009 г. – по настоящее время) – рост активности и развитие
системы внешкольного образования, сети внешкольных учреждений, местных
внешкольных инициатив как на уровне штата, так и между штатами,
утверждение Закона «Каждый Студент Достигает Успеха» (Every Student
Succeeds Act (ESSA)). Раскрыты современные организационно-педагогические основы
внешкольного образования в США по следующим составляющим обеспечения:
нормативно-правовому, структурно-организационному, образовательному,
кадрово-педагогическому, финансово-материальному.
Установлено, что ключевыми организационно-педагогическими
основами внешкольного образования в США является: наличие нормативно-
правовой базы внешкольного образования как на федеральном уровне, так и
уровне штата; расширение функций федерального правительства для
обеспечения соблюдения федеральной образовательной политики; широкое
партнерство с обществом, государством, неправительственными организациями
и т. п.; комплементарный подход, сочетание обучения, воспитания, развития и
социализации детей и молодежи во внешкольном образовании; внедрение
инновационных моделей, пилотных проектов; развитие и применение
инструментария для проверки эффективности и качества внешкольных
программ, их связи с результатами.
На основе опыта и лучших практик внешкольного образования в
Соединенных Штатах Америки разработаны рекомендации по развитию
системы внешкольного образования, деятельности внешкольных учебных
учреждений в Украине.
Установлено, что перспективами использования опыта США для
развития системы внешкольного образования Украины является: развитие во
внешкольном образовании партнерств и сотрудничества между государством,
общественными организациями, частным сектором и другими стейкхолдерами
(управленцы, педагоги, родители, учащиеся и др.); усиление государственной
поддержки внешкольного образования; расширение сети внешкольных
учреждений; внедрение комплементарного подхода, обеспечения доступности
и повышения качества внешкольного образования; разработка и внедрение
новых стандартов внешкольного образования; совершенствование учебно-
воспитательного процесса во внешкольных учебных учреждениях на основании
современных методик обучения; использование зарубежного опыта; развитие
гражданского воспитания как важного направления внешкольного образования;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников внешкольных учебных учреждений; улучшение
финансового и модернизация материально-технического обеспечения
внешкольного образования.
Вместе с тем, данное исследование не претендует на исчерпывающее
освещение всех вопросов внешкольного образования в США.
The thesis is devoted to the issue of after-school education development in the
USA. The analysis of theoretical foundations of after-school education in the United
States of America and historical and pedagogical genesis of functioning and
development of the US after-school education has been provided.
The organizational and pedagogical conditions of children development in the
after-school education according to the components such as: regulatory,
organizational, pedagogical, staff policy and financial were described.
Based on the experiences and best practices in after-school education of
United States of America, recommendations for development of the system of after-
school education and after-school activities in Ukraine were developed.