Дисертаційне дослідження присвячено проблемі формування у розумово
відсталих підлітків уявлень про майбутню сім’ю з метою удосконалення шляхів
підготовки учнів спеціальної школи до дорослого самостійного життя, одна зі
складових якого – створення власної сім’ї.
Здійснено теоретичний аналіз психологічних засад підготовки підлітків
до сімейного життя у психолого-педагогічній літературі. Визначено основні
структурні компоненти, показники, рівні сформованості уявлень про майбутню
сім’ю, виявлено їх психологічні особливості в розумово відсталих підлітків
12-13 років (7-й клас) та 14-15 років (9-й клас) у порівнянні з підлітками з
нормою інтелекту 14-15 років (9-й клас), описано вікову динаміку та гендерні
відмінності.
Встановлено основні психологічні умови формування в розумово
відсталих підлітків уявлень про майбутнє сімейне життя. Здійснено розробку й апробацію системи корекційної роботи з формування в учнів 8 – 9-х класів
спеціальної школи уявлень про майбутню сім’ю, опрацьовано її змістово-
процесуальну основу та послідовне забезпечення, доведено її ефективність.
Диссертационное исследование посвящено проблеме формирования у
умственно отсталых подростков представлений о будущей семье с целью
усовершенствования путей их подготовки к взрослой самостоятельной жизни,
одной из составляющих которой является создание собственной семьи.
Понятие «представление о будущей семье» рассматривается как
обобщенный комплекс воспроизводимых в воображении образов, отражающих
характерные признаки будущей семьи, качества потенциальных мужа, жены,
детей; характер взаимоотношений с ними; особенности организации семейной
жизни.
В диссертации представлен анализ содержания и организации подготовки
умственно отсталых учащихся к будущей семейной жизни в практике
современной специальной школы, установлены психологические особенности
воспитания будущего семьянина в родительских семьях; дана целостная
характеристика психологических особенностей развития представлений о семье
у умственно отсталых подростков 12-13 лет (7-й класс) и 14-15 лет (9-й класс) в
сравнении с подростками с нормой интеллекта 14-15 лет (9-й класс).
Представлены особенности качества актуальных знаний о семейно-брачных
отношениях и представлений о собственной будущей семье, эмоционально-
ценностного отношения к ней и семье родителей, характер проявления
полоролевой идентификации; определены критерии, показатели, уровни
сформированности представлений о будущей семье, их возрастная динамика и
потенциальные возможности умственно отсталых подростков.
Разработана и внедрена в практику специальных школ система
коррекционной работы по формированию у умственно отсталых подростков
представлений о будущей семье, которая представляет собой комплексное
взаимодействие структурных компонентов: содержательно-целевого (научные
положения и направления, принципы, задачи, содержание психокоррекционной
работы), функционально-процессуального (этапы, психологические условия,
формы и методы коррекционной работы) и оценочно-результативного
(показатели, критерии). Разработанная система состоит из трех
взаимосвязанных между собой блоков, основанных на последовательной работе
с учащимися 8 – 9-х классов в процессе реализации психокоррекционной
программы «Моя будущая семья» психолого-педагогическим персоналом специальных образовательных учреждений и родителями. Экспериментальным
путем доказана эффективность разработанной системы коррекционной работы.
The dissertation research is devoted to the problem of formation of ideas about
the future family of mentally retarded adolescents with the purpose of improving
ways of preparation the pupils of special schools for adult independent life, one of the
components of which is the creation of their own family.
The theoretical analysis of psychological principles of preparation of
adolescents for family life in general and special psychological and pedagogical
literature is carried out. The factors, criteria and levels of ideas about the future
family of mentally retarded boys and girls in adolescence are defined. Their age
dynamics and gender differences are shown. The peculiarities of ideas formation
about the future family of mentally retarded adolescents are defined. The complex
system of correction and developmental work on the formation of ideas about the
future family of mentally retarded adolescents is worked out and approved.