Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.02 – теорія та методика навчання (технічні дисципліни). – Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. – Київ, 2016.
Дисертація присвячена науковому обгрунтуванню та розробці методики навчання технологічного практикуму майбутніх учителів технологій на основі техніко-технологічної та проектної підготовки.
У дисертації запропоновано теоретично обгрунтовану модель методичної системи навчання технологічного практикуму майбутніх учителів технологій, розкрито сутність технологічного, компетентнісного та проектного підходів в навчальному процесі, обгрунтовано та розроблено методику навчання технологічного практику.
Визначено критерії та рівні сформованості здатності до техніко-технологічної та проектної діяльності майбутніх учителів технологій. Експериментально перевірено ефективність запропонованої моделі методичної системи навчання технологічного практикуму майбутніх учителів технологій.
Dissertation on the receipt of scientific degree of candidate of pedagogical sciences a speciality 13.00.02 theory and method of studies (technical disciplines). It is the National pedagogical university named after M.P. Dragomanov, Kyiv, 2016. Dissertation is devoted a scientific ground and development of the method of studies of technological practical work of future teachers of technologies on the basis of teсhnics-technological and project training.
A theoretically based model of methodical system of training technology practice of future teachers of technologies is proposed. The essence of technology, competence and project approaches in the educational process are grounded and developed methods of teaching technological practice.
The criteria and levels of formation of the ability for technological and project activity of future teachers of technologies are determined. The effectiveness of the proposed model of methodical system of training of future teachers of technologies in the learning process technology practice is experimentally tested.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения (технические дисциплины). – Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. - Киев, 2016.
Исследование посвящено научному обоснованию и разработке методики обучения технологического практикума будущих учителей технологий на основе технико-технологической и проектной подготовки. В диссертации предложена теоретически обоснованная модель методической системы учебы технологического практикума будущих учителей технологий, раскрыта сущность технологического, компетентностного и проектного подходов в учебном процессе, обоснована и разработана методика обучения технологического практикума.
На основе анализа научных источников определены и разработаны организационно-методические основы учебной дисциплины «Технологический практикум (обработка текстильных материалов)», изложенные в учебной программе дисциплины, методических указаниях по выполнению лабораторно-практических работ; методических рекомендациях студентам для самостоятельной работы; рейтинговой системе оценивания учебных достижений студентов; применении инструкционно-технологических карт; использовании метода нормирования времени, как способа эффективного использования времени учебного процесса.
Во время педагогического эксперимента определены критерии и уровни сформированности способности к технико-технологической и проектной деятельности будущих учителей технологий. Реализация предложенной методики обучения возможна через внесение изменений как в организацию и содержание учебной дисциплины, так и через систему критериев эффективности обучения технологического практикума, а именно мотивационного; организационно-деятельностного; научно-теоретического, что дает основания для выбора методов обучения, наиболее оптимально реализует программу совершенствования подготовки будущих учителей технологии, повышает эффективность, способствует качественному формированию специальных знаний и умений, профессионально важных качеств личности.
В ходе исследования экспериментально доказана эффективность предложенной модели методической системы обучения технологического практикума будущих учителей технологий и позволяет установить соответствие между определенной целью и результатом ее реализации, обеспечивает взаимосвязь между всеми элементами учебного процесса, направленного на повышение качества обучения в высших педагогических учебных заведениях.