У дисертації визначено теоритичні підходи та здійснено
експериментальне дослідження проблеми суб’єктно-особистісної готовності
корекційних педагогів до виховання дітей із аутизмом.
Автором обґрунтована і представлена теоретична модель, за якою
розроблена та впроваджена програма розвитку суб’єктно-особистісної
готовності корекційного педагога, який працює з дітьми із аутизмом, що
складається із таких компонентів: мотиваційного (професійна компетентність,
саморозвиток, розвиток, самовизначення, самоконтроль); когнітивного
(професійна компетентність, інтелектуальна особистісна автономія,
ідентифікація еталонна, ідентифікація за результатом, наявність власного
інтелектуально-професійного особистісного поля, стабільність, реагування за
викликом, інтеграція стилів життя); емоційно-вольового (емпатія, позитивне
ставлення до дитини, інтелектуальний аналіз емоцій, саморегуляція).
Dissertation for the degree of candidate of psychological sciences, specialty
19.00.08 - special psychology. - National Pedagogical M. Dragomanov University. -
Kyiv, 2016.
In dissertation theoretical approaches are certain and experimental research of
problem of subject-personality readiness of correction teachers is carried out
to education of children with autism.
By an author a reasonable and presented psychological model after that is
worked out and the inculcated program development of subject-personality readiness
of correction teacher that works with children with autism, that consists of
next components: motivational (professional competence, self development,
development, self-determination, self-control); cognitive (professional competence,
intellectual personality autonomy, authentication standard, authentication after a
result, presence of the own intellectually professional personality field, stability,
reacting on a call, integration of lifestyles); emotionally-volitional (empathy, positive
attitude toward a child, intellectual analysis of emotions, self-regulation).
.Диссертация посвящена проблеме формирования субъектно-личностной
готовности коррекционных педагогов к воспитанию детей с нарушениями
аутистического спектра. Проведен теоретический анализ научных подходов к
понятию «психологическая готовность», «личностная готовность»,
рассмотрены их структура, компоненты, критерии, уровни и обосновано
содержание субъектно-личностной готовности коррекционных педагогов.
Предложена авторская диагностическая программа выявления тех
показателей субъектно-личностной готовности, развитие которых необходимо в работе именно с нозологией детей аутистического спектра нарушений.
Выделены структурные компоненты и критерии исследуемого феномена:
мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой. Экспериментально
выявлены особенности развития структурных компонентов и их недостаточная
сформированность как у учителей общеобразовательных школ, где учатся дети
с аутистическими нарушениями, так и специальных.
Разработана теоретическая модель и программа развития субъектно-
личностной готовности коррекционных педагогов в системе специального и
инклюзивного образования. Результаты её внедрения свидетельствуют о
положительных изменениях во всех выделенных компонентах структуры
субъектно-личностной готовности коррекционных педагогов; увеличения их
количества с высоким и средним уровнем готовности и уменьшением
количества с низким. Это позволяет рекомендовать внедрение программы в
содержание курсов повышения квалификации коррекционных педагогов в
работе с аутичными детьми, учителей школ с инклюзивной формой
образования, а также с целью подготовки будущих специалистов на
факультетах коррекционной педагогики и психологии.