Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за
спеціальністю 19.00.08 – спеціальна психологія. – Національний педагогічний
університет імені М. П. Драгоманова. – Київ, 2016.
Дисертація присвячена дослідженню проблеми становлення у дітей
підліткового віку образу тіла. Визначено та надано розмежування змісту
сформованого порушеного та непорушеного (досконалого) образу тіла у дітей
підліткового віку без порушення здоров’я та з булімією й анорексією. Виокремлені
основні принципи діагностики рівня сформованості образу тіла: взаємодоповнення
діагностичних методів, специфікація методики, індивідуалізація процедур,
цілісність діагностичного висновку. Описано та аргументовано критеріальні
показники у розмежуванні встановлених рівнів: єдність, стійкість, еталонність,
емоційне ставлення. Кількісні дані та якісний аналіз результатів констатувального
експерименту засвідчили наявність чотирьох рівнів порушень образу: найвищого
адекватного, дизбалансованого, дестабілізованого, неадекватного. Обґрунтовано, розроблено та апробовано програму корекції динаміки
формування образу тіла за напрямами аналізу сформованого образу та певного
нормативного у суспільстві, формування толерантності, розмежування у тисненні,
знакове опосередкування, психологічна детермінація аналізу, спрямованість на
розрізнення образу тіла як когнітивного показника та реального тіла за ознакою:
здоров’я хвороба.
Проведений формувальний експеримент ґрунтувався на теоретичній моделі
корекції у формуванні образу тіла дітей підліткового віку, що надало можливість у
контрольному експерименті вивірити ефективність запропонованих підходів, якісні
та кількісні показники зрушення у формуванні образу тіла у дітей 8, 9, 10, 11 класів.
Dissertation on the receipt of scientific degree of candidate of psychological
sciences on specialty 19.00.08 – special psychology. – National Pedagogical Dragomanov
University. – Kyiv, 2016.
Dissertation investigates the problems of body image formation of adolescents.
There is determined and differentiated the content of formed body image disorder and
body image without disorders (perfect) of adolescents without health disorder as well as
with bulimia and anorexia.
The basic principles of the diagnostics of the level of body image formation are
distinguished: complementary of diagnostic methods, specification of methods,
individualization of procedures, and the integrity of the diagnostic report.
The criteria rate of differentiation of the determined levels are described and argued:
unity, stability, standard, emotional attitude. The quantitative data and the qualitative and
quantitative analysis of constant experiment revealed four levels of image disorder: the
first (the highest) adequate, disbalanced, destabilized, inadequate.
There is argued, developed and tested the correction program of body image
formation dynamics according to the of analysis of formed image and certain normative in
society, tolerance modeling, differentiation in pressure, sign mediation, psychological
determination of analysis, focus on body image differentiation as cognitive indicator and
real body on the basis: health – disease. Conducted formation experiment was based on the theoretical model of the
correction of body image formation of adolescent children. This enabled to check the
effectiveness of the proposed approaches, qualitative and quantitative changes in the
formation of body image of pupils, who learned in 8, 9, 10, 11 classes of middle schools,
while conducting the control experiment.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
по специальности 19.00.08 – специальная психология. – Национальный
педагогический университет имени М. П. Драгоманова. – Киев, 2016.
Диссертация посвящена исследованию проблемы становления у детей
подросткового возраста образа тела. Определены и представлены подходы к
разграничению содержания нарушенного и ненарушенного (совершенного) образа
тела у детей подросткового возраста без нарушения здоровья, с булимией и
анорексией.
Выделены основные принципы диагностики уровня сформированности образа
тела: принцип взаимодополнения диагностических методов, спецификации методик,
индивидуализации диагностических процедур, целостности диагностического
заключения. Описаны и аргументированы критериальные показатели выделения
определенных в эксперименте целостных уровней: единство образа, что проявляется
в единении духовного и физического «Я»; сформированности умений различать
образ тела как когнитивный продукт и, собственно, корпоральность. Вторым
показателем выступило эмоциональное отношение и способы его выражения и
насыщенности: толерантность, агрессия, эмоциональная глухота. Третьим
критерием является стойкость и изменчивость, констатирующие, каким именно
становится когнитивный образ, и в каком виде он проявляется в процессе изменения
под определенным давлением. Четвертым в исследовании зафиксирован критерий
эталонности образа, при помощи которого анализируется искомость, реальность,
идеальность образа, а также характер их детерминации. Обобщение результатов количественного и качественного анализа
экспериментальных данных позволили выделить четыре уровня нарушения образа
тела: адекватный (самый высокий), дисбалансированный, дестабилизированный,
неадекватный.
Обоснована, разработана и апробирована программа коррекции с целью
ускорения динамики формирования образа тела в таких направлениях: анализа сформированного образа и нормативного, присущего обществу; формирования
толерантности; различения в формах воздействия; знакового опосредования
развития; психологической детерминации анализа; направленности на различение
образа тела как когнитивного явления и реального тела по показателям: здоровье
болезнь.
Проведенный формирующий эксперимент базировался на теоретической
модели коррекции в формировании образа тела у детей подросткового возраста, что
дало возможность в контрольном эксперименте выверить эффективность
предложенных подходов, позитивных изменений качественного и количественного
показателей формирования образа тела у детей 8, 9, 10, 11 классов.