У статті автор досліджує проблему забезпечення професійно-трудової соціалізації розумово відсталих дітей в
молодшому шкільному віці. Професійно-трудова соціалізація розглядається як процес і результат взаємодії особистості з
соціальним середовищем, при яких особистість самостійно на основі практичної перевірки власних професійних здібностей,
схильностей та інтересів робить вибір професії та проходить стадії професійного становлення, професійної стійкості та
розвитку особистості в професії. Автор акцентує увагу на забезпеченні процесу професійно-трудової соціалізації, шляхом
формування індивідуально-психологічних якостей особистості молодших школярів з розумовою відсталістю як потенційно
важливих для майбутньої професійно-трудової діяльності. Як передумову проведення профорієнтаційної роботи визначено
гармонізацію змістового (переживання, емоційне тло) та інструментального (ситуативна емоційна регуляція, способи вияву
актуального емоційного стану) компонентів емоційного розвитку, гармонізації психоемоційного стану розумово відсталих
школярів. Представлена комплексна програма корекції порушень емоційного розвитку в умовах освітнього середовища, яка
включає технології прямого та опосередкованого впливу.
В статье автор исследует проблему обеспечения профессионально-трудовой социализации умственно отсталых
детей в младшем школьном возрасте. Профессионально-трудовая социализация рассматривается как процесс и результат
взаимодействия личности с социальной средой, при котором личность самостоятельно на основе практической проверки
собственных профессиональных способностей, склонностей и интересов делает выбор профессии и проходит стадии
профессионального становления, профессиональной устойчивости и развития личности в профессии. Автор акцентирует
внимание на обеспечении процесса профессионально-трудовой социализации, путем формирования индивидуально-
психологических качеств личности младших школьников с умственной отсталостью как потенциально важных для будущей
профессионально-трудовой деятельности. В качестве предпосылки проведения профориентационной работы выделено
развитие содержательного (переживания, эмоциональный фон) и инструментального (ситуативная эмоциональная
регуляция, способы проявления актуального эмоционального состояния) компонентов эмоциональной сферы,
гармонизации психоэмоционального состояния умственно отсталых школьников. Представлена комплексная программа
коррекции нарушений эмоционального развития в условиях образовательной среды, которая включает технологии прямого
и косвенного влияния.
The author explores the problem of providing vocational and labor socialization of mentally retarded children in the early
school years. Professionally-socialization of labor is seen as a process and the result of the interaction of the individual with the
social environment in which the identity of their own, based on practical verification of their professional abilities, aptitudes and
interests makes the choice of a profession and passes through the stages of professional development, professional stability and
human development in the profession. The author focuses on the ensuring of vocational and labor socialization, through the
formation of individual psychological qualities of the person younger students with mental retardation as a potentially important for
future professional work. As a prerequisite of career guidance allocated conceptual development (experiences, emotional state) and
instrumental (situational emotional regulation, ways to show the current emotional state) components of the emotional sphere,
harmonization of mental and emotional state of the mentally retarded students. It presents a comprehensive program of correction of
disorders of emotional development in the context of the educational environment, which includes the technology of direct and
indirect influence.