В статті уточнено поняття «право на працю»; здійснено контент-аналіз нормативно-правових
документів, які регламентують трудову зайнятість осіб молодше 18 років та осіб з інвалідністю.
Узагальнено досвід роботи спеціальних шкіл щодо професійної орієнтації та професійно-трудового
навчання дітей з інтелектуальними порушеннями протягом ХХ століття; окреслено шляхи його
вдосконалення та можливості використання в сучасних умовах. Визначено та обґрунтовано завдання
спеціальної школи для дітей з інтелектуальними порушеннями щодо сприяння забезпеченню права
випускників на працю. До основних завдань віднесено: професійна орієнтація, допрофесійне та
початкове професійне навчання, моральне та правове виховання, формування соціальної
компетентності учнів. Показано основні напрями роботи педагога щодо реалізації цих завдань.
Розглянуто можливості спеціальної школи щодо сприяння працевлаштуванню випускників.
В статье уточнено понятие «право на труд»; осуществлен контент-анализ нормативно-правовых документов,
которые регламентируют трудовую занятость лиц младше 18 лет и лиц с инвалидностью. Обобщен опыт работы
осуществления специальными школами профессиональной ориентации и профессионально-трудового обучения детей с
интеллектуальными нарушениями на протяжении ХХ столетия; определены пути его усовершенствования и возможности
использования в современных условиях. Определены и обоснованы задачи специальной школы для детей с
интеллектуальными нарушениями относительно содействия обеспечению права выпускников на труд. К основным задачам
отнесены: профессиональная ориентация, допрофессиональное и начальное профессиональное обучение, нравственное и
правовое воспитание, формирование социальной компетентности учащихся. Показаны основные направления работы
педагога относительно реализации этих задач. Рассмотрены возможности специальной школы относительно содействия
трудоустройству выпускников.
Specified in this paper is the concept “right to labor” and performed is the content-analysis of normative legal documents
that regulate employment of persons under 18 and persons with disabilities. Generalized in this paper is experience of work in
special schools concerning vocational orientation and professional-labor teaching the mental deficient children during the 20th
century; the ways for development and implementation of acquired experience in present day conditions are singled out. Ascertained
and grounded are the tasks for these special schools dealing with mental deficient children to assist ensuring the right of schoolleavers
to labor. The main tasks are formulated as follows: vocational guidance, initial and pre- vocational training, moral and legal education, formation of conditions for children that provide their participation in social life. Shown are the main directions of the
pedagogical work for realization of these tasks. Also considered are possibilities of the special school to assist school-leavers in job
placement.