У статті представлено результати експериментального дослідження особливостей розвитку та реалізації творчих
здібностей підлітків зі зниженим зором. Результати науково-практичної роботи дозволили дійти висновку про те, що
порушення зору, не чинячи безпосереднього впливу на формування творчих задатків, створюють перепони для їх втілення в
практичній діяльності. Отримані дані демонструють значні розходження у стані сформованості трьох компонентів розвитку
творчих здібностей – когнітивного, практичного та емоційно-оцінного – серед підлітків з нормальним та зниженим зором.
Розходження спостерігалися як в розподілі вподобань щодо вибору творчого дозвілля, так і в джерелах отримання
інформації про нього. Доведено необхідність розвитку у підлітків внутрішньої мотивації до творчості, адекватної оцінки
власних здібностей, формування навичок пошуку інформації про доступні форми творчого дозвілля.
Статья посвящена актуальной проблеме развития и реализаций творческих способностей подростков со
сниженным зрением. Поданы результаты экспериментального исследования, которое позволило выявить значительные
расхождения в степени реализованности творческих способностей у детей с нарушенным и нормальным зрением. Различия
наблюдались как в предпочтениях при выборе видов творческого досуга, так и в способах получения информации о них.
Результаты эксперимента свидетельствуют о необходимости выбора для слабовидящих подростков видов творческой
деятельности, ориентированных на тактильно-зрительное восприятие, формирование объективной самооценки, а также
отношения к оценке собственных способностей. Необходимыми условиями успешной реализации творческого потенциала в
подростковом возрасте, который является сенситивным для развития всех сторон личности, являются повышение
мотивации к творческой деятельности, развитие внутренней мотивации к творчеству, обеспечение информации о
различных видах творческой деятельности, развитие навыков поиска необходимой информации у слабовидящих учеников.В рамках исследования среди школьников со сниженным зрением был проведен ряд мероприятий, направленных на
расширение круга доступных форм внеклассной творческой деятельности слабовидящих подростков – мастер-классы,
конкурс талантов, тематические вечера, недели творчества.
The article covers an important issue of development and implementation of creative abilities. The findings of the
experimental study discovered significant divergence between teenagers with normal and impaired vision regarding fulfillment of
their creative abilities and talents according to three components of creativity development – cognitive, practical and emotional.
There were differences in the preferences of creative leisure time activities, as well as in the sources of information about them. The
study proves necessity of providing visually impaired teenagers with opportunities to develop their creative abilities, using tactile
perception and residual vision, promoting their self-esteem and ability to assess own talents. Among the most vital preconditions for
development of creative abilities in visually impaired teenagers are motivating teenagers for creative activity, inner motivation
development, providing information about available options for creativity, teaching teenagers to look to information on the desirable
creative leisure time activities.