Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук
за спеціальністю 13.00.02 – теорія та методика навчання (фізична культура, основи здоров’я) – Національний педагогічний університет імені
М.П. Драгоманова. – Київ, 2016.
Дисертація присвячена актуальній проблемі теорії та методики
навчання – вдосконалення координаційних здібностей учнів основної школи.
Виявлено особливості вікового розвитку підлітків, визначено
взаємозв’язки між різними проявами координаційних та фізичних здібностей
та їх інформативність. Визначене у ході дослідження стало підґрунтям для
розробки експериментальної методики розвитку координаційних здібностей
засобами баскетболу. Визначено найбільш ефективні засоби для
вдосконалення різних проявів координаційних здібностей. Сформовано
комплекс педагогічних впливів для ефективного вдосконалення
координаційних здібностей учнів основної школи у процесі занять
баскетболом.
Результати досліджень дозволили визначити основні підходи до
вдосконалення координаційних якостей учнів засобами баскетболу та
сформувати методичні рекомендації відповідно віку та статі дітей.
The dissertation on competition of scientific degree on candidate of
sciences in pedagogy, specialty 13.00.02 - Theory and methods of teaching
(physical culture, basics of health) - National Pedagogical Dragomanov University,
Kyiv, 2016.
The dissertation is devoted to the issue of the theory and methods of
teaching - improving coordination abilities of primary school pupils.
To determine the theoretical basis for the development of coordination abilities of primary school pupils and analyzed modern approaches to their development. The
absence of information on the effectiveness of training basketball to improve the
coordination abilities of teenagers.
Studied age-related peculiarities of manifestation of the main components
of coordination and physical abilities. The relationships and the information
content of indicators of development of coordination and physical abilities that
became the basis for planning of pedagogical influences in the development of
these abilities in schoolchildren of the primary school. The most effective means to
improve the various manifestations of coordination abilities. The formed complex
pedagogical influences for effective improvement of coordination abilities of
pupils in basic schools in the process of playing basketball.
The results of ascertaining research became the basis for the development of
an experimental method of improving coordination abilities through basketball.
Developed the experimental method of development of coordination
abilities of students 12 - 13 years old in process of physical education with
elements of basketball according to their individual and sex peculiarities. The
content of the methodology consisted of exercise widely used in the preparation of
young basketball players. This included exercises with the ball and without the
ball; on the spot, in motion; individual, in pairs, in "threes", as well as outdoor
games.
The high growth rates of indices in experimental groups of boys and girls as
a result of the implementation of the experimental methodology of development of
coordination abilities.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических
наук по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения (физическая
культура, основы здоровья) - Национальный педагогический университет
имени М.П. Драгоманова. - Киев, 2016.
Диссертация посвящена актуальной проблеме теории и методики
обучения – совершенствованию координационных способностей учащихся
основной школы. В работе определены теоретические основы развития
координационных способностей учащихся основной школы и
проанализированы современные подходы к проблеме их развития. Выявлено
отсутствие информации об использовании средств баскетбола в процессе
урочных форм занятий с целью совершенствования координационных
способностей у подростков.
Исследованы возрастные особенности проявления основных
компонентов координационных и физических способностей. Основным
аспектом исследования было тестирование разновидностей
координационных способностей. В научной литературе не существует
единого подхода к их классификации. В исследовании мы уделили внимание
таким проявлениям координационных способностей, которые имеют
большое значение в игровой деятельности. Ими являются: способность к
оценке и регуляции пространственно-временных параметров движения,
способность к ориентированию в пространстве, способность к сохранению
устойчивой позы (статическая и динамическая равновесие), способность к рациональному проявления и перестройке двигательных действий,
координированность движений. Также определялись показатели развития
других физических качеств и уровень развития технических показателей
учеников.
Установлены взаимосвязи и информативность показателей развития
координационных и физических способностей, что стало основой для
планирования педагогических воздействий при развитии этих способностей у
школьников основной школы. Определены наиболее эффективные средства
для совершенствования различных проявлений координационных
способностей. Сформирован комплекс педагогических воздействий для
эффективного совершенствования координационных способностей учащихся
основной школы в процессе занятий баскетболом.
Результаты исследований позволили определить основные подходы к
совершенствованию координационных качеств учащихся средствами
баскетбола и сформировать методические рекомендации в соответствии
возрастных и половых особенностей детей.
Разработана и апробирована экспериментальная методика развития
координационных способностей учеников 12 - 13 лет в процессе физического
воспитания с использованием элементов баскетбола с учетом их
индивидуальных и половых особенностей. Содержание методики составили
упражнения, широко используемые в подготовке юных баскетболистов.
Сюда вошли упражнения с мячом и без мяча; на месте, в движении;
индивидуальные, в парах, в «тройках», а также подвижные игры. Для определения эффективности предложенной методики проведен
сравнительный анализ результатов среди контрольных и экспериментальных
групп. Положительный прирост результатов был установлен в обеих
группах. Выявлены высокие темпы прироста показателей в
экспериментальных группах среди мальчиков и девочек в результате
внедрения экспериментальной методики развития координационных
способностей, что свидетельствует о положительном влиянии выбранных
средств для развития различных проявлений координационных
способностей.