Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних
наук за спеціальністю 13.00.02 – теорія та методика навчання (фізична
культура, основи здоров'я), Національний педагогічний університет імені
М. П. Драгоманова. – Київ, 2016.
Проаналізовано стан досліджуваної проблеми формування рухових
умінь студентів вищих навчальних закладів у психолого-педагогічній та
спеціальній літературі. Досліджено особливості випереджувального
навчання спортивним способам плавання, методичні положення побудови
методики випереджувального навчання у процесі відпрацювання елементів
техніці по прямокутним матрицям навчання та особливості формування
способів спортивного плавання в залежності від рівня вміння плавати
студентів та координаційних схильностей до плавання тим чи іншим
спортивним способом плавання. Розроблено методику формування
спеціальних рухових умінь студентів в процесі випереджувального
навчання спортивним способам плавання, спрямовану на всебічний
розвиток організму, формування психофізичної готовності студентів до
майбутньої професійної діяльності. Експериментальним шляхом перевірено ефективність випереджувального навчання спеціальним
руховим умінням студентів вищих навчальних закладів спортивним
способам плавання, що вдвічі скорочує терміни навчання.
The dissertation for the candidate degree of pedagogical sciences, specialty
13.00.02 – theory and methodology of teaching (physical culture, bases of
health), Dragomanov National Pedagogical University. – Kiev, 2016.
The state of the investigated problem of forming motive abilities of
students of higher educational establishments is analysed in psychology –
pedagogic and special literature. The features of passing ahead studies are
investigational to the sport methods of swimming, methodical positions of
construction of methodology of passing ahead studies in the process of working
off elements to the technique for to the rectangular matrices of studies and feature
of forming of methods of the sport swimming depending on the level of ability to
float students and coordinating propensities to swimming of the sport swimming
at that or other sport method. Methodology of forming of the special motive
abilities of students is worked out in the process of passing ahead studies to the
sport methods of swimming, sent to all-round development of organism, forming
of psychology and physical readiness of students to future professional activity.
An experimental way is test efficiency of passing ahead studies of the swimming
methods of higher educational establishment’s students to the sport methods of
swimming that abbreviates the terms of studies twice.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических
наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения (физическая
культура, основы здоровья), Национальный педагогический университет
имени М. П. Драгоманова. – Киев, 2016.
Проанализировано состояние исследуемой проблемы формирования
двигательных плавательных умений студентов высших учебных заведений
в психолого-педагогической и специальной литературе. Исследованы
особенности опережающего обучения спортивным способам плавания,
методические положения построения методики опережающего обучения в
процессе отработки элементов техники плавания по прямоугольным
матрицам обучения и особенности формирования спортивных способов
плавания в зависимости от уровня умения плавать студентов и их
координационных склонностей к плаванию тем или другим спортивным
способом плавания. Определено состояние физической подготовленности
студентов высших учебных заведений, направления их мотивов к занятиям
физической культурой и спортивными способами плавания. Учѐт
полученных данных о координационных склонностях к плаванию тем или
другим спортивным способом плавания и возможностях организма юношей
дал возможность разработать методику формирования умений студентов в
процессе опережающего обучения спортивным способам плавания.
Повышение эффективности обучения достигалось в результате построения
алгоритма занятий плаванием с учѐтом особенностей графика учебных
занятий высших учебных заведений. Построенный алгоритм позволяет
достичь соответствия между факторами педагогического воздействия и
восстановительными мероприятиями, рационально использовать
разнообразные средства и методы развития выносливости, умений, что даѐт
возможность систематически и постепенно увеличивать нагрузку в
процессе проведения учебных занятий. Исследовательским путем
проверена эффективность разработанной методики в процессе обучения
студентов высших учебных заведений. Проведен анализ динамики
изменений физической подготовленности студентов, который
свидетельствует о том, что реализация в процессе обучения разработанной
методики опережающего обучения плаванию повысила уровень
физических качеств, мотивации студенческой молодежи к физической культуре в целом. Результаты проведенного исследования подтвердили
эффективность разработанной методики опережающего обучения
плаванию студентов высших учебных заведений. У студентов
экспериментальной группы достоверно повысилась физическая и
функциональная подготовленность. Это подтверждается ростом количества
студентов с высоким уровнем плавательной подготовленности и
двигательных умений и соответственно снижением их количества с низким
уровнем плавательной подготовленности и двигательных умений.
Разработана методика формирования специальных двигательных
умений студентов в процессе опережающего обучения спортивным
способам плавания, направленная на всестороннее развитие организма,
формирования психофизической готовности студентов к будущей
профессиональной деятельности. Экспериментальным путем проверена
эффективность опережающего обучения спортивным способам плавания,
что вдвое сокращает сроки обучения.