Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Психологічні та соціальні чинники розвитку етнічної самосвідомості в юнацькому віці

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Ставицький, Геннадій Анатолійович
dc.date.accessioned 2016-11-24T10:22:48Z
dc.date.available 2016-11-24T10:22:48Z
dc.date.issued 2016
dc.identifier.citation Ставицький, Геннадій Анатолійович. Психологічні та соціальні чинники розвитку етнічної самосвідомості в юнацькому віці : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Г. А. Ставицький ; наук. кер. В. Б. Євтух ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2016. - 21 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/11849
dc.description.abstract Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук зі спеціальності 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія / Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. – Київ, 2016. Дисертація присвячена системному теоретико-експериментальному дослідженню психологічних та соціальних чинників розвитку етнічної самосвідомості в юнацькому віці. Визначено теоретичні підходи до вивчення етнічної самосвідомості особистості та створено теоретичну модель психологічних і соціальних чинників її розвитку в юнацькому віці; структурні компоненти (когнітивний, афективний, конативний), критерії (емоційне ставлення до себе та до інших як суб’єктів певного етносу, усвідомлення себе та інших суб’єктами етнічного розвитку, реалізація етнічності у поведінкових проявах повсякденної життєдіяльності), показники, особливості прояву, рівні (низький, середній, високий), динаміку та чинники – психологічні (етнічна ідентичність та етнічна толерантність) та соціальні (етнічна культура – мова, традиції, релігія, освіта) розвитку етнічної самосвідомості особистості юнацького віку. Обґрунтовано модель, розроблено, апробовано й доведено ефективність програми психологічного супроводу з активізації впливу психологічних та соціальних чинників на розвиток етнічної самосвідомості особистості в юнацькому віці й сформульовано психолого-педагогічні рекомендації щодо її ефективного впровадження в систему ВНЗ. ua
dc.description.abstract Dissertation for the scholarly degree of the candidate of sciences in psychology, specialty: 19.00.07 – Pedagogical and Developmental Psychology / National Pedagogical University named after M. P. Dragomanov. – Kyiv, 2016. Dissertation is devoted to the theoretical and systematic experimental study of psychological and social factors of development of the ethnic identity in adolescence. There is a profound analysis of theoretical foundations to the study of the ethnic self-awareness. The theoretical model of psychological and social factors of the development in adolescence has been presented. The study clarified a range of aspects of self-awareness, which are: its structural components (cognitive, affective, connotative), the criteria of emotional attitude to oneself and others as subjects of a certain ethnicity, the awareness of oneself and others as subjects of the ethnic development, and the implementation of one’s ethnicity in behavioral manifestations of everyday life. Among the other aspects of the ethnic self-awareness there are also performance markers, the levels of its manifestation (low, medium, high) and the dynamic factors of psychological (ethnic identity and ethnic tolerance) and social (ethnic culture – language, tradition, religion, education) development of the ethnic self-awareness in adolescence. The study provided a verified and an effective model of psychological guidance aimed at the development of the ethnic self-awareness in adolescence. There has been suggested a system of psychological and pedagogical recommendations for its effective implementation within a university setting. ua
dc.description.abstract Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология / Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. – Киев, 2016. Диссертационное исследование посвящено системному теоретико-экспериментальному исследованию психологических и социальных факторов развития этнического самосознания в юношеском возрасте. В работе представлен теоретический анализ понятия “этническое самосознание” в зарубежной и отечественной литературе; исследованы основные подходы к развитию этнического самосознания; охарактеризованы особенности его развития в юношеском возрасте. Этническое самосознание юношества определяется нами как сложный интегративный процесс самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения юношей и девушек к себе и к другим как субъектам конкретного этноса, носителей его субъективных и объективных признаков, согласно которым личность регулирует собственное поведение в процессе внутренне этнических и межэтнических взаимодействий. Теоретически обоснованы и эмпирически исследованы структурные компоненты (когнитивный, аффективный, конативный), определены критерии (эмоциональное отношение к себе и к другим как субъектам определенного этноса, осознание себя и других субъектами этнического развития, реализация этничности в поведенческих проявлениях повседневной жизнедеятельности), показатели, особенности проявления, уровни (низкий, средний, высокий), динамику, факторы – психологические (этническая идентичность и этническая толерантность) и социальные (этническая культура – язык, традиции, религия, образование) развития этнического самосознания личности юношеского возраста. Представлена авторская модель и программа психологического сопровождения развития этнического самосознания студенческой молодежи путем актуализации выявленных психологических и социальных факторов ее развития. Приведены результаты экспериментальной проверки эффективности авторской программы по актуализации потэнциала этнического самосознания юношей и девушек. В результате актуализации выявленных факторов у студентов экспериментальной группы значимо изменились показатели развития таких составляющих этнического самосознания, как социокультурная идентичность, когнитивного компонента этнической идентичности, чувство принадлежности к своей этнической группе и положительное эмоционально-ценностное отношение к себе и другим ее представителям. Это способствовало росту познавательно-когнитивной осознанности собственной этничности и снижению эмоционально-аффективной ее выраженности, что в целом привело к положительной поведенчески-деятельностной направленности исследуемых на реализацию этнического самосознания в повседневной жизнедеятельности. Такая согласованность показателей аффективного, когнитивного и конативного компонентов (после формирующего эксперимента) этнического самосознания юношей и девушек косвенно осуществляла позитивное влияние на проявления их толерантной направленности на взаимодействие с представителями других этнических общностей. Представлеы психолого-педагогические рекомендации преподавателям, психологам и социальным педагогам психологических служб для молодежи и высших учебных заведений по развитию этнического самосознания юношества, касающиеся организационных и содержательных аспектов, а также условий реализации программы. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject юнацький вік ua
dc.subject етнічна самосвідомість ua
dc.subject чинники розвитку етнічної самосвідомості ua
dc.subject етнічна ідентичність ua
dc.subject етнічна толерантність ua
dc.subject етнічна культура ua
dc.subject етнічна рефлексія ua
dc.subject етнічна ідентифікація ua
dc.subject етнічна інтеракція ua
dc.subject етнічна афіліація ua
dc.subject adolescence ua
dc.subject ethnic self-awareness ua
dc.subject factors of development of ethnic self-awareness ua
dc.subject ethnic identity ua
dc.subject ethnic tolerance ua
dc.subject ethnic culture ua
dc.subject ethnic reflection ua
dc.subject ethnic identification ua
dc.subject ethnic interaction ua
dc.subject ethnic affiliation ua
dc.subject юношеский возраст ua
dc.subject этническое самосознание ua
dc.subject факторы развития этнического самосознания ua
dc.subject этническая идентичность ua
dc.subject этническая толерантность ua
dc.subject этническая культура ua
dc.subject этническая рефлексия ua
dc.subject этническая идентификация ua
dc.subject этническая интеракция ua
dc.subject этническая аффилиация ua
dc.subject.classification 159.922.4-053.67:316.4.063 ua
dc.title Психологічні та соціальні чинники розвитку етнічної самосвідомості в юнацькому віці ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу