DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/11735
Title: Психологічні особливості внутрішньоособистісних конфліктів у професійній діяльності вчителя
Authors: Власенко, Інна Анатоліївна
Keywords: внутрішньоособистісний конфлікт
вчителі
протиріччя
смисложиттєві орієнтації
самооцінка
особистісна тривожність
подолання конфлікту
модель активізації конструктивного потенціалу внутрішньоособистісних конфліктів учителів
intrapersonal conflict
teachers
contradictions
lifemeaning orientations
self-esteem
personality anxiety
conflict overcoming
model of constructive potential activation of teachers’ intrapersonal conflicts
внутриличностный конфликт
учителя
противоречие
смысложизненные ориентации
самооценка
личностная тревожность
преодоление конфликта
модель активизации конструктивного потенциала внутриличностных конфликтов учителей
Issue Date: 2016
Publisher: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова
Citation: Власенко, Інна Анатоліївна. Психологічні особливості внутрішньоособистісних конфліктів у професійній діяльності вчителя : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / І. А. Власенко ; наук. кер. Л. П. Матяш-Заяц ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2016. - 20 с.
Abstract: Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за спеціальністю 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія. - Національний педагогічний університет імені М.П. Драгоманова. – К., 2016. Дисертація присвячена проблемі психологічних особливостей внутрішньоособистісних конфліктів у професійній діяльності вчителя. Досліджено сутність феномену та особливості внутрішньоособистісних конфліктів у вчителів. Виявлено критерії (усвідомленість конфлікту та розвинутість смисложиттєвих орієнтацій; адекватність самооцінки, амбівалентне самоставлення; боротьба мотивів та можливість здійснювати вибір; ступінь ригідності та толерантність у взаємодіях), показники, сфери прояву (когнітивна, емоційна, мотиваційна, поведінка) та рівні розвитку (низький, середній, високий) внутрішньоособистісних конфліктів педагогів; психологічні особливості таких конфліктів у вчителів із різним стажем педагогічної діяльності. Створено модель активізації конструктивного потенціалу внутрішньоособистісних конфліктів учителів. Обґрунтовано, розроблено, апробовано та доведено ефективність програми активізації конструктивного потенціалу внутрішньоособистісних конфліктів у професійній діяльності вчителя, що має на меті конструктивне подолання таких конфліктів у вчителів, розширення їх самосвідомості. Розроблено психологічні рекомендації вчителям і психологам, спрямовані на профілактику і подолання внутрішньоособистісних конфліктів учителів.
Dissertation for obtaining the Candidate of Psychological Sciences degree, specialty 19.00.07 – Pedagogical and Developmental Psychology. – National Pedagogical Dragomanov University. – Kyiv, 2016. The dissertation is devoted to the problem of psychological peculiarities of intrapersonal conflicts in teacher’s professional activity. The essence of the phenomenon and intrapersonal conflicts peculiarities in teacher’s professional activity have been investigated. There have been identified criteria (conflict awareness, lifemeaning orientations; Self-adequacy, Self-concept ambivalence; motivations struggle, ability to make a choice; tolerance and rigidity degree in interactions), manifestation spheres (cognitive, emotional, motivational, behavioral), indexes, development levels of teachers’ intrapersonal conflicts (low, middle, high) as well as their psychological characteristics, determined by different pedagogical experience. In the thesis it has also been created the model aimed at constructive potential activation of teachers’ intrapersonal conflicts. It has been grounded, developed, approved and proved the efficiency of the program on constructive potential activation of intrapersonal conflicts in teachers’ professional activity, that is directed at constructive conflicts overcoming and self-awareness growth. Psychological recommendations for teachers and psychologists aimed at intrapersonal conflicts prevention and overcoming have been developed on the basis of research results.
Диссертация на соискание научной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология. - Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова. – К., 2016. Диссертация посвящена проблеме психологических особенностей внутриличностных конфликтов учителя. Исследована сущность феномена и особенности проявления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности учителя. Обнаружены особенности внутриличностных конфликтов в когнитивной, эмоциональной, мотивационной сферах и в поведении педагогов. Выявлены критерии (осознанность конфликта, развитые смысложизненные ориентации, адекватность самооценки, амбивалентное самоотношение, борьба мотивов и возможность совершать выбор, степень ригидности и толерантности во взаимодействиях), показатели, сферы проявления (когнитивная, эмоциональная, мотивационная, поведение), уровни развития (низкий, средний, высокий) внутриличностных конфликтов учителей, а также специфика указанных конфликтов у исследуемых с разным стажем педагогической деятельности. У учителей зафиксировано доминирование среднего уровня внутриличностных конфликтов, который характеризуется периодическим их осознанием, наличием отдельных жизненных целей, частичным удовлетворением результатами жизни, периодическими сомнениями, чувством вины, самообвинением, тревогой, склонностью к ригидности и ощущениями нехватки времени. Создана модель активизации конструктивного потенциала внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности учителя. Обоснована, разработана, апробирована и доказана эффективность авторской программы, целью которой является конструктивное преодоление внутриличностных конфликтов учителей, расширение их самосознания. Программа включает групповые формы работы с учителями, социально-психологический тренинг, индивидуальное консультирование. Экспериментально установлено, что программа активизации конструктивного потенциала внутриличностных конфликтов учителей способствует повышению способности педагогов адекватно оценивать прожитую часть жизни, осмысливать жизнь, воспринимать себя главным источником своей активности; а также снижению выраженности внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, уровня тревожности; развитию способности выходить из зоны комфорта, навыков коммуникативной компетентности. Предложены психологические рекомендации учителям и психологам с целью профилактики и снижения проявлений внутриличностных конфликтов учителей.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/11735
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Vlasenko.pdf392.56 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.