Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук
за спеціальністю 13.00.02 – Теорія та методика музичного навчання. –
Національний педагогічний університет імені М.П.Драгоманова, Київ, 2016.
У дисертаційному дослідженні розглянуто проблему формування
виконавської культури майбутніх педагогів-музикантів України та Китаю у
процесі фортепіанної підготовки, де означений феномен трактується як
інтегрована професійно-особистісна властивість, що характеризує здатність до
педагогічно доцільної інтерпретації музичних творів на основі глибокого
осмислення музики як явища суспільного життя, усвідомлення її
закономірностей, стилів та жанрів, оволодіння музично-виконавськими
засобами відтворення художньо-образного змісту. Визначено компонентну
структуру виконавської культури, критерії, показники та рівні сформованості у
студентів педагогічних університетів. Розроблено та експериментально
перевірено поетапну методику формування виконавської культури майбутніх
педагогів-музикантів, що передбачала чотири етапи педагогічної роботи:
організаційно-орієнтаційний, інформаційно-пізнавальний, діяльнісно-коригувальний, творчо-самостійний. Результати проведеного дослідження
допомогли визначити основні прийоми та методи реалізації всього комплексу
формування виконавської культури майбутніх педагогів-музикантів.
Thesis for candidate science degree of Pedagogic, specialty 13.00.02 – Theory
and methods of music training. - National pedagogical university name after
M.P.Dragomanov.- Kyiv, 2016.
In the dissertation investigation the problem of formation of performing culture
of future teachers-musicians of Ukraine and China in the process of piano
preparation. Reviewed of performing culture of the music teacher from the
standpoint of personal and professional qualities.
Developed a specific technique of formation of performing culture of students
of pedagogical universities in the process of piano preparation. The technique
involves the study of the dialogue of cultures «East – West». The method includes the
principles, pedagogical conditions, methods, techniques, forms and stages of
pedagogical work.
The method has been tested during formative experiment. Statistics of the
experiment confirmed the effectiveness of the technique. Developed forms and
methods of pedagogical work fashion used in the educational process of training
music teachers in the universities of Ukraine and China.
Диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических
наук по специальности 13.00.02– «Теория и методика музыкального обучения».
– Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, Киев,
2016.
В диссертационном исследовании рассмотрена проблема формирования
исполнительской культуры будущих педагогов-музыкантов Украины и Китая в
процессе фортепианной подготовки. Исследуемый феномен трактуется как
интегративное профессионально-личностное свойство, что характеризует
способность к педагогически целесообразной интерпретации музыки на основе
глубокого осмысления музыки как явления общественной жизни, осознание ее
закономерностей, стилей и жанров, овладения музыкально-исполнительскими
средствами воспроизведения художественно-образного содержания.
Определена структура исполнительской культуры будущего педагога-
музыканта: мотивационно-ценностный, когнитивно-аналитический, творчески-
деятельностный компоненты. Выделены критерии, показатели и уровни
исполнительской культуры будущих педагогов-музыкантов. Согласно
проведенному констатирующему эксперименту, у студентов педагогических
университетов преобладает низкий и средний уровни исполнительской
культуры. Разработана и экспериментально проверена методика формирования
исполнительской культуры будущих педагогов-музыкантов Украины и Китая в
процессе фортепианного обучения, которая сориентирована на изучение
студентами мировых традиций фортепианного исполнительства, приобретения
знаний и умений исполнения европейской и восточной музыки с осознанием
художественных альтернатив и понимания диалога культур.
Формирующий эксперимент разделен на четыре этапа: организационно-
ориентированный, информационно-познавательный, деятельностно-
коррекционный, самостоятельно-творческий. Методика формирования
исполнительской культуры основывалась на принципах культурологической
направленности обучения, индивидуализации, диалогического взаимодействия,
интеграции художественных знаний в процессе осмысления музыки как
феномена культуры, интеллектуально-творческого подхода к решению
художественных и технических задач музыкально-исполнительского процесса,
творческого самовыражения в процессе исполнения музыкальных
произведений. Контрольный эксперимент позволил сделать сравнительный анализ статистических данных по результатам проведенной работы.
Зафиксировано динамику возрастания высокого (на 24,6%) и среднего (на
2,8%) уровней исполнительской культуры у студентов экспериментальной
группы, что значительно превосходило показатели контрольной группы.
Статистический анализ результатов эксперимента подтвердил эффективность
предложенной методики. Результаты исследования могут быть основой для
дальнейшей разработки эффективных технологий формирования
исполнительской культуры будущих педагогов-музыкантов.