У дисертації теоретично обґрунтовано та експериментально визначено психологічні основи сучасного корекційно-виховного процесу, що розгортається в усіх типах державних, недержавних, дошкільних, шкільних, інклюзивних, освітньо-реабілітаційних закладах та в умовах домашнього виховання дітей з аутистичним спектром порушень. Проаналізовано світові та вітчизняні тенденції терапевтичної та психолого-педагогічної допомоги аутичним дітям та труднощі їх соціальної інтеграції; встановлено відсутність цілісної системи класифікацій, які б розкривали психологічні особливості аутичних дітей відповідно до комплексного (медико-психолого-педагогічного підходу), у зв’язку з чим розроблено три класифікації, зокрема з урахуванням клінічних показників аутистичного спектру, особистісного спрямування дитини на навколишнє середовище та психолінгвістичних показників розвитку дитини; з’ясовано та визначено психологічні механізми запуску аутистичних розладів, особливості інтелектуального розвитку дітей з аутистичним спектром порушень відповідно до авторських класифікацій; розроблено та впроваджено корекційні прийоми попередження та подолання аутистичних проявів.
Проаналізовано та визначено рівні професійної готовності студентів-дефектологів до корекційної роботи з аутичними дітьми. Розкрито сутність індивідуальної форми корекційного навчання та виховання. Виявлено закономірності корекційного виховання в умовах наступності між спеціалістом та родиною аутичної дитини.
Диссертация посвящена проблеме коррекционного воспитания детей со спектром аутистических нарушений. Теоретически обоснованы и експериментально определены психологические основы современного коррекционно-воспитательного процесса.
Автором раскрыты особенности современного коррекционно-воспитательного процесса аутичных детей в системе государственных, негосударственных, дошкольных, школьных, инклюзивных, образовательно-реабилитационных учреждений, а также в домашних условиях, с учетом существующих трудностей в их социальной интеграции.
Рассмотрено становление и развитие медико-педагогических основ коррекционного воспитания детей-аутистов, охарактеризованы его ведущие методы и коррекционные технологии, в том числе метод оперантной терапии, методы и приемы ТЕАССН-программы, технологии формирования коммуникаций и коррекции эмоциональной сферы, клинические аспекты аутизма и его понимание в свете психоаналитической теории. Осуществлен исторический, социокультурный и коррекционно-педагогический анализ процессов формирования и развития основных направлений помощи аутичным детям в мировой и отечественной практиках.
Анализ существующих медицинских и психологических классификаций позволил автору прийти к выводу об отсутствии их целостной системы, раскрывающей на основе комплексного медико-психолого-педагогического подхода психологические особенности аутичних детей. Это способствовало разработке трех авторских классификаций с учетом клинических аутистических показателей, личностной направленности ребенка и психолингвистических показателей его развития.
Определены психологические механизмы запуска аутистических нарушений и их последствий – проблемного поведения, системной тревожности и самоотторжения. На основе интерпретационного (герменевтического) анализа умственной деятельности аутичных людей выявлены показатели их мотивационной сферы, а также интеллектуальный, речевой, творческий, профессиональный потенциалы в соответствии с авторскими классификациями; сформулированы и внедрены коррекционные приемы передупреждения и преодоления аутистических проявлений, блокирующих деятельность в актуальной и ближайшей зонах психического развития ребенка с учетом дифференцированного и индивидуального подходов к нему; обосновано значение инклюзивного образования аутичных детей в одном коллективе с нормально развитыми ровесниками; определены цели, задачи и основные направления работы образовательно-реабилитационного учреждения; представлены психопатологические показатели спектра аутистичных нарушений, отражающие состояние психической сферы ребенка и психологические особенности его личности, определяющие первоочередные и специфические условия для проведения коррекционной работы с ним.
На основе концепции коррекции интеллекта, созданной В. М. Синевым, разработаны и апробированы диагностико-прогностическая и коррекционно-педагогическая технологии.
Представлена авторская концепция организации и содержания подготовки специалистов. Определены уровни профессиональной готовности будущего специалиста к реализации диагностической, прогностической, коррекционной, инклюзивной, аналитической, консультативной, супервайзерной и других функций. Выявлены положительные тенденции в преемственности между ним и семьей аутичного ребенка. Раскрыты особенности авторской методики коррекционной работы с родителями на примере индивидуальной интерактивной коммуникации с ними, аргументирована потребность создания службы своевременной помощи семье как одной их составляющих системы специального образования в Украине.
The thesis contains theoretical summary and scientific solution of a set of issues for corrective and pedagogical education of children with autistic spectrum disorders based on the analysis of current world and national scientific and practical approaches, theoretical sources and their application on practice.
Psychological bases for corrective education of children with autistic spectrum disorders were substantiated as a set of underlying scientific aspects of general and developmental psychology, defectology, world theories of autistic spectrum disorders etc. The psychological bases for corrective education of children with autistic spectrum disorders and their peculiarities in terms of current psychology were experimentally determined. Interpretation of intelligence as a structural psychological phenomenon ensuring conscious understanding of personal difficulties by a child, re-direction of his/her energetical strengths towards communication, constructive dialogue with environment, self-correction and self-control were proven to be an efficient approach for overcoming various aspects of autism.
Three types of classification for peculiarities of psychological development of autistic children were distinguished (classification by clinical parameters, by speech level and by orientation of children towards immediate environment); the system of integrated continuous individual corrective activities with autistic children was theoretically substantiated and experimentally verified; such activities should be performed in all spheres of life and is based on systemic interelement links between mental and behavioral aspects.