У дисертації розглядаються: поняття «управління освітою» як особливої ланки в системі соціального управління; завдання управління освітою: підтримка цілеспрямованості і організованості навчально-виховного процесу, ефективності впровадження інноваційних і забезпечуючих засобів; управлінські кадри: проблема підготовки; підвищення кваліфікації та перепідготовка керівних кадрів в освіті.
Представлені два види управління освітою – управління функціонуванням системи і управління її (системи) розвитком. Розкриті положення: демократизація як основа і стрижень нової державної політики в галузі освіти; правова система демократичного управління освітою; розмежування повноважень між центральними і місцевими органами управління освітою; наукове забезпечення управління освітою; головні документи управління системою освіти України; державно-громадська модель управління освітою; проблема автономії вищих навчальних закладів і специфіка управління ними; управління та самоуправління на рівні закладу освіти; роль громадськості в управлінні вищими навчальними закладами.
Розглянуто питання: цінність інформації і її потреба для управління в процесі його демократизації; проблема кількості і якості інформації для управління освітою на різних рівнях її організації; шляхи подолання існуючого дефіциту інформації; проблема „інформаційної надмірності” в управлінні освітою; формування інформаційної мережі і проблема інтенсифікації управління освітою.
В диссертации рассматриваются: понятия «управления образованием» как особенного звена (составляющей, направления) в системе социального управления; задание управления образованием: поддержка целенаправленности и организованности учебно-воспитательного процесса, эффективности внедрения инновационных и обеспечивающих средств; управленческие кадры: проблема подготовки.
Представлены два вида управления образованием – управление функционированием системы и управления ее (системы) развитием. Раскрыты положения: демократизация как основа и стержень новой государственной политики в отрасли образования; правовая система демократического управления образованием; разграничение полномочий между центральными и местными органами управления образованием; научное обеспечение управления образованием; главные документы управления системой образования Украины; государственно общественная модель управления образованием; проблема автономии высших учебных заведений и специфика управления ими.
Рассмотрены вопросы: ценность информации и ее потребность для управления в процессе его демократизации; проблема количества и качества информации для управления образованием на разных уровнях ее организации; пути преодоления существующего дефицита информации; проблема „информационной избыточности” в управлении образованием.
Модернизация управления образованием предусматривает внедрение государственно общественной управленческой модели, децентрализацию, автономизацию учебных заведений, демонополизацию и конкуренцию образовательных услуг, ориентацию на творчески инновационное развитие образования, научное, аналитическое и прогностическое сопровождение управленческих решений, мониторинг образовательных потребностей, предложений в учебе, качества образования, независимое оценивание учебных достижений, справедливую доступность образования в течение жизни.
Информатизация управления образованием должна получить мощный толчок для последующего развития, поскольку: 1. Наука во время информационной фазы развития набирает такие темпы и масштабы, что без информационного сопровождения просто не может существовать. 2. Сеть образования приобретает разветвленность и дистанционные формы, что нуждается в значительном усилении информационными технологиями. 3. Поскольку обычно управленческие действия направлены на достижение стратегических приоритетных целей функционирования и развития образования, то научная характеристика направлений развития образования, особенно, более высокой, повинная освещать широко и с высокой научной аргументованістю, что также невозможно без информационных сетей и наличия специальных информационных банков. Насколько сегодня это сложно сделать можно продемонстрировать на основе определения образовательных приоритетов к которым отнесено: увеличение охватывания населения образованием; обеспечение образования в течение жизни; равный доступ к качественному образованию; усиление роли государства в гарантировании справедливости в получении образования; гуманизация и демократизация образования; обновление содержания, форм, методов и средств учебы; повышение профессиональной компетентности преподавателей; становление государственно общественного управления; распространение информации о качестве образовательных услуг; эффективное и результативное использование расходов на образование. 4. Организация стабильного функционирования и развития общества предусматривает принятие и выполнение текущих и перспективных управленческих решений, а также долгосрочных программ и стратегических планов. Текущие решения есть, как правило, ситуативными, они обусловлены определенными обстоятельствами, которые сложились на момент их принятия, и в то же время не должны противоречить решениям перспективным. То же касается и программ и стратегических планов, которые фактически детализируют и «переводят» на управленческий или экономический язык основные принципы последующего развития той или другой отрасли общественной жизни. Это значит, что полет информационного обеспечения управления образованием охватывает государственные и региональные структуры; государственные, коммунальные и частные управления, наконец, в нем ответы на свои вопросы должен находить человек, который должен учиться сегодня в течение жизни, то есть непрерывно. 5. Демократический тип управления требует исследования состояния общества или отдельных его отраслей в динамике, ориентируясь на проблемы, конфликты или нереализованы возможности, чем на конкретные задания. К тому же «заказчики» разработки политики в обществе выступают в лице его представителей - политических партий и отдельных деятелей, требуют создания прогнозных моделей и сценариев перестройки не только просветительской отрасли, но и зависимых от нее сфер, например, производственной, что также невозможно сделать без должного информационного обеспечения управления.
In dissertation examined: concept of «management education» as special link (constituent, direction) in the system of social management; task of management education: support of purposefulness and good organization of an educational-educate process, efficiency of introduction of innovative and providing facilities; administrative shots: problem of preparation; the in-plant training and retraining of leading shots is in education.
Two types of management education – management functioning of the system and management its (systems) development are presented. Positions are exposed: democratization as basis and bar of new public policy is in industry of education; legal system of democratic management education; differentiating of plenary powers is between the central and local organs of management education; scientific providing of management education; main documents of management of formation of Ukraine the system; state public case education frame; problem of autonomy of higher educational establishments and management specific by them.
A question is considered: a value of information and its necessity is for a management in the process of his democratization; a problem of amount and quality of information is for a management education on the different levels of its organization; ways of overcoming of existent deficit of information; a problem of „informative surplus” is in a management education; forming of informative network and problem of intensification of management education.