Дисертація присвячена вивченню вікових та індивідуальних психосоматичних особливостей розумового розвитку дітей. Обґрунтовано новий напрям психологічної науки „психосоматика норми” та поняття „психосоматичні особливості норми”. Наведені результати лонгітюдного порівняльного дослідження вікових та індивідуальних психосоматичних особливостей у формуванні розумових здібностей дітей, що нормально розвиваються, та із затримкою психічного розвитку.
У процесі вивчення структури і динаміки інтелекту та когнітивно-стильових ознак, нейродинамічних якостей ВНД, нейропсихологічних характеристик довільної рухової дії встановлено, що діти порівнюваних груп суттєво відрізняються за сенсорно-перцептивними, сенсомоторними показниками цього комплексу психосоматичних особливостей. З’ясовано інтегральну дію психосоматичних показників на формування і прояв розумових здібностей як багаторівневих сенсорно-перцептивних і сенсомоторних феноменів в ієрархічній структурі ментального розвитку індивіда. Результати дослідження мають практичну значущість для оптимізації навчального процесу, формування у школярів розумових здібностей.
В диссертации представлены результаты лонгитюдного сравнительного исследования возрастных и индивидуальных психосоматических особенностей в формировании умственных способностей детей с нормативным развитием и с задержками психического развития. Расширено понятие „психосоматические особенности”, за счет наполнения его содержания психосоматическими феноменами нормального развития, обосновывается необходимость более широкого исследования и использования психосоматических особенностей в учебе и воспитании детей. Обосновано новое направление психологической науки „психосоматика нормы”. Рассмотрено теоретические принципы исследования проблемы взаимосвязи психосоматических особенностей и интеллектуальных способностей детей, выяснено основные концептуальные подходы ее изучения.
Установлено, что дети нормы имеют не только существенно лучшие показатели психометрического интеллекта, но и более разнообразную структуру умственных способностей, по сравнению со сверстниками из группы ЗПР.
Подтверждена гипотеза, что дети нормы и ЗПР отличаются не только по показателям интеллекта, но и когнитивно-стилевым особенностям интеллектуальной деятельности. Степень ЗПР также во многом зависит от нейродинамических, нейропсихологических особенностей индивида, которые влияют на формирование умственных качеств. Возрастные и индивидуальные психосоматические особенности выступают в качестве прогностических показателей (предикторов) соответствующего уровня умственного развития детей.
Исходя из закономерностей развития психических процессов, ставился вопрос о переходных формах, которые занимают промежуточное положение между перцептивными и мыслительными актами. В данном исследовании психосоматические сенсорно-перцептивные и спенсомоторные действия являются в качестве посредников, переходных форм между восприятием и мышлением. Комплексный анализ исследования дал возможность определить, насколько эти промежуточные факторы, как результат взаимодействия сенсорно-перцептивных, сенсомоторных, нейродинамических и высших уровней регуляции произвольных действий, составляют основание для формирования образов-концептов, которые можно относить к высшей познавательной деятельности.
Установлено, что особенную роль в когнитивной составляющей концептуальных психических структур (концептов) играют образные, пространственно-часовые компоненты понятийной мысли. Делается вывод, что эти психосоматические показатели могут служить в качестве предикторов общего умственного развития детей.
В результате теоретико-эмпирического исследования в диссертации определено интегральное действие психосоматических показателей на формирование и проявление умственных способностей как многоуровневых сенсорно-перцептивных и сенсомоторных феноменов в иерархической структуре ментального развития индивида. В работе показаны также инвариантные зависимости перечисленных составляющих когнитивной иерархии, которые интегрально определяют тот или иной инвариант психического развития и деятельности. Установлено, что эти психосоматические феномены имеют существенное значение для познавательной деятельности, поскольку выступают как звено при переходе от образного ощущения и восприятия до мысли, мышления.
Полученные в исследовании результаты призваны восполнить в известной мере существующие недостатки в теории и практике изучения психосоматических особенностей в психическом развитии детей. Разработка этой проблемы необходима для создания психологически обоснованной системы обучения и воспитания детей, для оздоровительного процесса с детьми, для процесса подготовки специалистов с педагогики, психологии, физического воспитания для работы с детьми в общеобразовательной школе.
The thesis is devoted to learning of age and individual mentalsomatic peculiarities in the formation of children’s mental abilities. A new line of psychological science „psychosomatic normal development” has been substantiated. The conception „mentalsomatic peculiarities of the norms” has been broadened. The results of long comparative research are shown in the thesis. The age and individual of mentalsomatic peculiarities in the formation of intellect in children who are developing normally and in the children with setbacks in psychological development are also reflected in the thesis.
In the process of study of the structure and the dynamics of intellect and cognitive-style peculiarities, neurodynamical qualities of the HNA, neuropsychological description of free moving activity it was established that the children of the comparative groups differ greatly according to sensorno-perceptive and sensomotoric indicators of this complex of mentalsomatic pecularities. It has been established the integral influence of mentalsomatic indicators on the formation and display of mental abilities as multilevel sensorno-perceptive and sensomotoric phenomena in the hierarchic structure of mental development of a person. They are considered as a link in the process of developing from graphic sensation and perception into thought, cognitation. The results of the research have got practical importance for improvement of educational process, the formation of mental abilities in schoolchildren.