DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10480
Title: Формування рефлексії у майбутніх учителів музики в процесі вивчення української хорової духовної музики
Authors: Парфентьєва, Ірина Петрівна
Keywords: рефлексія
українська хорова духовна музика
майбутні учителі музики
поетапна методика
рефлексия
украинская хоровая духовная музыка
будущие учителя музыки
поэтапная методика
reflection
Ukrainian choral sacred music
prospective music teachers
stage-by-stage technique
Issue Date: 2010
Publisher: Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
Citation: Парфентьєва І. П. Формування рефлексії у майбутніх учителів музики в процесі вивчення української хорової духовної музики : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / І. П. Парфентьєва ; наук. кер. А. В. Козир ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 21 с.
Abstract: У дисертаційному дослідженні розглянуто проблему формування рефлексії у майбутніх учителів музики в процесі вивчення української хорової духовної музики, де означений феномен трактується як соціально обумовлений психічний процес, що виконує саморегуляцію особистості у процесі фахового розвитку та передбачає самоспрямованість її свідомості на власні переживання творів мистецтва, які виникають на основі чуттєвого пізнання і дозволяють управляти особистісними цінностями. Визначено критерії, показники й рівні сформованості рефлексії у майбутніх учителів музики. Виявлено методи і прийоми роботи над творами української хорової духовної музики, які сприяють формуванню рефлексії у майбутніх учителів музики. Розроблено й експериментально перевірено методику формування рефлексії.
В диссертационном исследовании рассмотрена проблема формирования рефлексии у будущих учителей музыки в процессе изучения украинской хоровой духовной музыки. Исследуемый феномен трактуется как социально обусловленный психический процесс, который исполняет саморегуляцию личности в процессе профессионального развития и предусматривает самонаправленность её сознания на собственные переживания произведений искусства, которые появляются на основе чувственного познания и позволяют управлять личностными ценностями. Выделены критерии, показатели и уровни рефлексии у будущих учителей музыки. Выявлены методы и приёмы работы над произведениями украинской хоровой духовной музыки, которые способствуют формированию рефлексии у будущих учителей музыки. Разработана и экспериментально проверена методика формирования рефлексии у будущих учителей музыки в процессе изучения украинской хоровой духовной музыки, которая включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. Критерии и показатели рефлексии будущего учителя музыки разрабатывались на основе анализа и обобщения теоретических положений формирования рефлексии, представленных в первом и втором разделах диссертации, а также с расчётом музыкальной и музыкально-педагогической деятельности, специфики изучения украинской хоровой духовной музыки. Обозначенная категориальная структура сформированности рефлексии будущего учителя музыки была взята за основу педагогической диагностики данного феномена. Констатирующий эксперимент был разделён на три этапа. На первом этапе с целью выявления показателей мотивационной направленности студентов на ценностно-смысловые ориентиры в рефлексивной деятельности широко использовались методы анкетирования, устного и письменного опроса, стандартных и свободных интервью, выборочных бесед. Второй этап проводился в условиях работы студенческого хорового коллектива. Его целью было определение особенностей проявления показателей критерия регуляции эмоционально-волевого состояния в исполнительской деятельности, которые определяли эмоционально-эмпатийный компонент рефлексии будущего учителя. Для подтверждения результатов уровня сформированности рефлексии будущего учителя музыки был проведен третий этап констатирующего эксперимента, который был направлен на выявление результативно-творческого компонента рефлексии и проверку показателей критерия ориентации студентов на духовно-творческую реализацию. Формирующий эксперимент также проводился в три этапа: познавательно-самоанализирующий, ценностно-саморегулятивный и осознанно-творческий. Здесь была зафиксирована динамика роста показателей сформированности рефлексии у студентов экспериментальной группы, что свидетельствует про действенность и эффективность проведенной педагогической работы соответственно разработанной методики формирования рефлексии будущего учителя музыки в процессе изучения украинской хоровой духовной музыки. Контрольный этап эксперимента позволил сделать сравнительный анализ статистических данных двух предыдущих этапов. В результате проведенной работы в экспериментальной группе увеличился уровень сформированности рефлексии: высокий на 53,4 %, низкий – уменьшился почти в 10 раз. В контрольной группе показатели существенно не изменились. Таким образом, задание исследования выполнено, цель достигнута. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшей разработки эффективных методов и приёмов формирования рефлексии у будущих учителей музыки.
The dissertation research deals with the problem of developing of reflection for future music teachers in the process of study of Ukrainian choral sacred music, where the noted phenomenon is interpreted as a social psychic process, that executes self-regulation of personality in the process of professional development and foresees the orientation of her consciousness on the own experiencing of works of art, which arise up on the basis of perceptible cognition and allow to manage personality values. Criteria, indexes and levels of developed reflection are defined for prospective music teachers. Methods and techniques of work with Ukrainian choral spiritual music are exposed which assist developing of reflection for prospective music teachers. Methodology of reflection’s developing is worked out and experimentally tested.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10480
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Parfentieva.pdf404.42 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.