DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10475
Title: Формування екологічних знань студентів медичного коледжу у процесі вивчення біологічних дисциплін
Authors: Руда, Оксана Юріївна
Keywords: екологічна освіта
біологічні дисципліни
міждисциплінарна інтеграція
медична екологія
модель формування екологічних знань
экологическое образование
биологические дисциплины
междисциплинарная интеграция
медицинская экология
модель формирования экологических знаний
ecological education
biological disciplines
interdisciplinary integration
medical ecology
model of ecological knowledge forming
Issue Date: 2010
Publisher: Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
Citation: Руда О. Ю. Формування екологічних знань студентів медичного коледжу у процесі вивчення біологічних дисциплін : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / О. Ю. Руда ; керівник роботи В. М. Бровдій ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
Abstract: У дисертації розкрито основні проблеми формування екологічних знань студентів медичних коледжів на основі інтеграції змісту біологічних, екологічних та професійно-орієнтованих дисциплін. Обґрунтовано та розроблено модель формування екологічних знань у процесі вивчення біологічних дисциплін; розкрито підходи до складання професійно-орієнтованих різнорівневих тестових завдань з медичної екології і впроваджено у навчальний процес для перевірки екологічних знань студентів. Розроблені програма з інтегрованої навчальної дисципліни «Медична екологія», методичні рекомендації для викладачів щодо проведення аудиторних занять (лекційних і практичних); позааудиторної діяльності студентів (самостійної роботи, конференцій, роботи студентського наукового гуртка); виховної роботи з формування навичок здорового способу життя молоді; інструкції до практичних занять для студентів з медичної екології, завдання для самостійної роботи, контролю та оцінювання їхніх знань. У досліджені експериментально підтверджено позитивний вплив теоретично обґрунтованої моделі формування екологічних знань студентів медичного коледжу у процесі вивчення біологічних дисциплін на процес і результат навчання.
Анализ научно-педагогической и методической литературы в сфере биологического, экологического и профессионального образования, программ и методических рекомендаций для медицинских колледжей свидетельствует, что экологические и профессиональные знания студентов должны составлять целостную систему. Выявлены факторы формирования экологических знаний в процессе изучения биологических дисциплин студентами медицинских специальностей. Усовершенствованы критерии отбора экологических знаний для их интеграции с основными направлениями развития экологического образования в медицинских колледжах. Обосновано, что для формирования этих знаний у студентов целесообразно одновременно с логическими и общепедагогическими методами использовать методы психопедагогики. Благодаря исследованию состояния экологического образования в медицинских колледжах обнаружено, что приоритетными направлениями его развития является общеобразовательный, естественнонаучный и профессиональный, обусловленный спецификой будущей специальности. Объединение этих направлений должно способствовать формированию экологических знаний личности. Разработана модель формирования экологических знаний, которая базируется на основе целевого, содержательного, дидактического, контрольно-корректирующего и оценочно-результативного компонентов. Целевой компонент опирается на закон «О высшем образовании», Концепцию экологического образования, отраслевой стандарт высшего образования за направлением подготовки «Медицина» (образовательно-профессиональные программы и образовательно-квалификационные характеристики); содержательный включает теоретическое, практическое, опытно-творческое содержание, междисциплинарную интеграцию; дидактический базируется на подходах в образовании, принципах, формах организации обучения, методических приемах, методах активизации познавательной деятельности студентов, методах и средствах обучения; контрольно-корректирующий и оценочно-результативный опираются на принципы и структурные элементы контроля, контроль преподавателя и самоконтроль с помощью разных форм и видов контроля, уровней сформированных экологических знаний. Особенностью внедрения экспериментальной модели в учебный процесс медицинского колледжа является ее адаптация к условиям кредитно-модульной технологии обучения. Каждый модуль содержит биологическую, экологическую и профессионально-ориентированную информацию, позволяющую раскрыть проблемы медицины с экологической точки зрения и пути их решения с использованием достижений современной биологической, экологической и медицинской наук. Разработано содержание учебной дисциплины «Медицинская экология» в качестве части модели. Содержание дисциплины соответствует требованиям теоретической и практической подготовки медицинских специалистов. Также она обеспечивает реализацию учебной и воспитательной функций образования, развивает междисциплинарные и внутреннедисциплинарные связи; способствует формированию теоретических основ предмета, а именно – научности, действенности, системности биолого-экологических знаний и знаний основ профессии. Следовательно, способствует формированию целостных представлений студентов об окружающей природной среде и профессиональному становлению медицинских специалистов среднего звена. Теоретически обоснованы, разработаны и внедрены в учебный процесс методические рекомендации для преподавателей для проведения аудиторных занятий (лекционных и практических); внеаудиторной деятельности студентов (самостоятельной работы, конференций, работы студенческого научного кружка); воспитательной работы по формированию навыков здорового способа жизни молодежи; инструкции к практическим занятиям для студентов по медицинской экологии, задания для самостоятельной работы, контроля и оценивания их знаний. Контрольно-оценочную деятельность преподавателя дополнено тестовой методикой проверки экологических знаний студентов. Задания экологического содержания систематически использовались на теоретических и практических занятиях, в организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, на этапах контроля. Для устного контроля знаний предлагались вопросы интегрированного содержания. Для письменного контроля создавались варианты тестов и заданий экологического содержания, соответствующие теме. Экспериментально доказано положительное влияние разработанной модели на формирование экологических знаний у будущих медицинских специалистов. Студент сможет использовать их в усвоении знаний не только с биологических дисциплин, но и в процессе изучения профессионально-ориентированных на старших курсах и в высших медицинских учебных заведениях III-IV уровней аккредитации. Результаты экспериментальной модели внедрены в процесс подготовки медицинских специалистов в медицинских колледжах.
In the thesis the basic problems of forming of medical colleges’ students’ ecological knowledge are exposed on the basis of content integration of biological, ecological and professionally-oriented disciplines. The model of forming of ecological knowledge in the process of biological disciplines study has been substantiated and elaborated; the approaches for preparing professionally-oriented split-level test tasks on medical ecology have been elaborated and implemented into the educational process for verification of the students’ formed ecological knowledge level. There have been worked out the program on integrated educational discipline and the methodical guidelines for teachers concerning class hours; the students’ extracurricular activity; the educational work on forming the skills of youth’s healthy life-style; the instructions on medical ecology for class hours for students, tasks for independent work, control and assessment of their knowledge. In the investigation the positive influence of the model of forming of medical colleges’ students’ ecological knowledge in the process of biological disciplines study on the study process and its results substantiated in theory has been experimentally confirmed.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10475
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Ruda.pdf275.63 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.