Дисертаційна робота є теоретико-експериментальним дослідження проблеми організації позаурочної роботи з хімії учнів загальноосвітніх навчальних закладів за проектною технологією навчання.
Теоретично обґрунтовано сутність проектної технології навчання хімії, поняття «навчальний проект», «проблема проекту», «позаурочна проектна діяльність». Розкрито ґенезу проектного навчання у вітчизняній та зарубіжній шкільній практиці, визначено періоди його становлення та розвитку. Проаналізовано сучасні підходи до упровадження проектної технології навчання хімії у загальноосвітніх навчальних закладах як засобу забезпечення варіативної складової Базового навчального плану, організації позаурочної роботи учнів з хімії. Охарактеризовано форми позаурочної проектної діяльності учнів з хімії, серед яких групова відіграє провідну роль. Розроблено структуру, зміст, методи, визначено етапи позаурочної проектної діяльності з хімії учнів загальноосвітніх навчальних закладів, показники і критерії ефективності технології організації позаурочної проектної діяльності учнів з хімії.
Диссертационная работа является теоретико-експериментальным исследованием проблемы организации внеурочной работы по химии учащихся общеобразовательных учебных заведений по проектной технологии обучения.
В работе теоретически обоснована суть проектной технологии обучения как личностно ориентированной технологии, которая направляет учебно-воспитательный процесс на выявление и удовлетворение учащимися индивидуальных познавательных интересов по химии, путём планирования, реализации и презентации их проектных замыслов, что способствует осознанию практической значимости содержания деятельности, обеспечивает формирование познавательной самостоятельности, активной позиции школьников в разных сферах деятельности. Проанализированный отечественный и зарубежный опыт организации работы детей над проектами в школьной практике систематизирован в периоды развития и становления проектного обучения.
Научно обоснована организация внеурочной деятельности учащихся по химии по проектной технологии обучения, что характеризуется личностной значимой направленностью работы учеников над проектом по химии, расширением, углублением, интеграцией химического содержания внеурочной проектной деятельности, раскрытием прикладного значения химических знаний, умений и навыков в исследовании окружающей среды, возможностью межличностного взаимодействия, коммуникации.
В диссертации раскрыты формы внеурочной проектной деятельности учащихся по химии, среди которых групповая имеет ведущее значение. Групповая форма внеурочной проектной деятельности реализовывалась в работе кружков по химии, курсов по выбору, в учебном процессе летнего профильного лагеря, организации инициативных проектных групп, в проведении школьных / межшкольных общих проектов, подготовке и проведении фестивалей проектов по химии. Преимуществом групповых форм и видов внеурочной проектной деятельности есть возможность привлечения учащихся с широким диапазоном познавательных интересов, разным уровнем учебной успеваемости, за счёт дифференциации видов деятельности в ходе комплексной разработки проекта и реализации межпредметного характера химического содержания. Таким образом учитываются индивидуальные особенности, склонности, будущие профессиональные планы школьников, строить их индивидуальную образовательную траекторию. Организация внеурочной проектной деятельности носит структурный, поэтапный характер, включая этапы: подготовительный, начальный, поисково-аналитический, исследовательски-экспериментальный (практический), презентационный, контрольный.
Для успешной реализации проектной технологии организации внеурочной работы учащихся по химии были разработаны методические рекомендации, программы курсов по выбору, программа организации учебно-познавательной деятельности по химии летнего профильного лагеря, подготовлены научно-методическое пособие, монография. Поддержка педагогов осуществлялась через информационно-методический центр, работала специальная исследовательская группа учителей по апробации внеурочной проектной деятельности учащихся по химии, эффективность которой определялась показателями и критериями: внутренняя и внешняя мотивация деятельности, познавательный интерес к занятиям химией, самостоятельность учащихся в учебно-познавательной деятельности по химии, практическая направленность знаний по химии.
Анализ результатов экспериментальной работы и их статистическая обработка подтвердили эффективность проектной технологии обучения в организации внеурочной работы учащихся по химии.
The dissertation theoretically and experimentally researches the organization of extracurricular work in chemistry for students of secondary educational establishments on the basis of project technology. The core of project technology as well as the concepts «educational project», «problem of project», «extracurricular project activity» has been theoretically substantiated. The genesis of project-based education in domestic and foreign school practice has been analyzed; periods in its origin and development have been established. Modern approaches towards project-based instruction have been analyzed with regards of project technology introduction in the practice of secondary educational establishments as the means of providing for variant constituent in the Basic curriculum and extracurricular work of students. Various forms in the organization of students’ extracurricular project activities in chemistry (among which group work has been prioritized) have been described.
The essence of project-based instruction in secondary educational establishments as well as its structure and implementation in students’ extracurricular work in chemistry has been revealed, the efficiency indexes and criteria have been defined.