DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10286
Title: Корекція мислення відсталих учнів молодших класів на уроках української мови
Authors: Нізевич, Оксана Володимирівна
Keywords: корекція мислення
розумова діяльність
розумово відсталі учні
система розвивального навчання Д.Б. Ельконіна – В.В. Давидова
українська мова
допоміжна школа
коррекция мышления
мыслительная деятельность
умственно отсталые ученики
система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
украинский язык
вспомогательная школа
correction of thinking
mental activity
mental deficient students
D.B. Elkonin – V.V. Davydov development studying system
the Ukrainian language
supplementary school
Issue Date: 2010
Publisher: Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
Citation: Нізевич О. В. Корекція мислення відсталих учнів молодших класів на уроках української мови : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О. В. Нізевич ; керівник роботи С. П. Миронова ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
Abstract: Дисертація містить результати теоретико-експериментального дослідження корекції мислення розумово відсталих учнів молодших класів. У дисертації здійснено теоретичний та практичний аналіз практики корекційного навчання розумово відсталих учнів на уроках української мови; розроблено зміст корекційно спрямованого навчання українській мові за системою Д.Б. Ельконіна – В.В. Давидова; визначено принципи, етапи, зміст і технологію спеціальної організації навчання розумово відсталих дітей за експериментальною системою; описано організацію та структуру проведення експериментального навчання; виявлено динаміку просування учнів за рівнями засвоєння знань та розвитку мислення в умовах експериментального навчання. Експериментально підтверджено ефективність застосування системи розвивального навчання Д.Б. Ельконіна – В.В. Давидова у навчанні розумово відсталих учнів молодших класів за умови її правильного використання і дотримання вимог до змісту методичних прийомів, організації проведення.
Диссертационое исследование посвящено проблеме коррекции мышления умственно отсталых школьников младших классов на уроках украинского языка. Анализ специальной психолого-педагогической литературы показал, что недостаточно разработана изучаемая проблема. В работе осуществлен теоретический и практический анализ традиционной методики коррекционного обучения умственно отсталых учащихся украинскому языку; разработано содержание коррекционно направленого обучения украинскому языку по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; определены принципы, этапы, содержание и технология специальной организации обучения умственно отсталых учеников по экспериментальной системе; описана организация и структура проведения экспериментального обучения. В диссертации разработана методическая система изучения украинского языка. Доказано, что экспериментальная система обеспечивает улучшение качественного уровня знаний по украинскому языку – осмысленность их детьми, перенос изученных теоретических знаний на практику; формирование умений устанавливать причинно-следственные связи. В исследовании отмечается, что экспериментальное обучение проводилось по программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Изучение нового материала базировалось на проблемном подходе. Содержание учебной деятельности в экспериментальной системе направлено на овладение теоретическими знаниями, которые служат основой развития мышления умственно отсталых школьников и творческого уровня выполнения практических видов деятельности. Учебная деятельность умственно отсталых школьников организовывалась соответственно способу преподавания теоретических знаний от абстрактного к конкретному. В диссертации научно обоснованы и экспериментально проверены принципы обучения: высокого уровня трудностей, ведущей роли теоретических знаний, сознательности процеса обучения, прохождения изучаемого материала ускоренным темпом. Дидактические принципы реализовывались средством содержания обучения и специальных методов работы. В экспериментальном обучении использовался метод укрупнения дидактических единиц с ориентацией на опорные умения. В диссертации экспериментально выделены особенности использования системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в частности: опора на единство действий, которые лежат как в основе понимания изучаемого материала, так и содержательно-операционных компонентов интеллектуальных структур умственно отсталых школьников младших классов (аналитико-синтетического восприятия, логического мышления, логической памяти); участие умственно отсталых детей в процессе обучения в качестве субъекта за счет постановки цели урока в виде развивающих заданий; программирование успеха в выполнении умственно отсталыми школьниками развивающих заданий за счет включения в процесс обучения эмоциональных и мотивационных компонентов их интеллектуальных структур; обеспечение коррекционного воздействия на развитие мышления умственно отсталых учеников специально созданной системой заданий. В диссертации также выделены этапы формирования интеллектуальных структур: 1) анализ умения, которое формируется; ознакомление учеников с правилами действий; 2) практическая отработка умения с помощью учебно-познавательных задач; 3) закрепление сформированного умения, использование его в творческой деятельности. В процессе исследования экспериментально подтверждена эффективность применения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в обучении умственно отсталых учеников младших классов украинскому языку при условии правильного ее использования и выполнения требований к содержанию методических приемов, организации проведения; определена динамика развития мышления детей в условиях экспериментального обучения. Результаты эксперимента подтверждают гипотезу о том, что обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в условиях вспомогательной школы может быть комплексным специальным средством коррекции мышления. Включение умственно отсталых учеников в процесс абстрагирования на всех этапах обучения способствует развитию критичности, целеустремленности, сознательности мышления; формированию умений отличать главные и второстепенные признаки, сравнивать, делать простые выводы; перестраивать знания, объединять их в системы, конкретизировать.
The thesis focuses upon theoretical and practical analysis of studying correction among mental deficient children at the Ukrainian language classes; the contents of correction studying of Ukrainian have been worked out after D.B. Elkonin – V.V. Davydov system; the main principles, stages, contents and techniques of specialized organization of mental deficient children studying according to the experimental system have been defined; experimental studying organization and structure have been described; the effectiveness of junior school mental deficient children studying according to D.B. Elkonin – V.V. Davydov system has been proved; the students proved to have made progress in learning and thinking development during the experimental studying process. In process of research the effectiveness of D.B. Elkonin – V.V. Davydov development studying system applied to mental deficient children has been proved in case all of its regulations and demands to methodological techniques and organization process are kept to.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10286
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Nizevych.pdf265.24 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.