Дисертація присвячена теоретично-експериментальному дослідженню проблеми формування художньої компетентності майбутніх учителів музики і хореографії. Визначено поняття «інноваційна стратегія компетентнісного підходу». Обґрунтована сутність поняття «елементарна художня компетентність майбутнього вчителя музики та хореографії», побудована компонентно-функціональна модель структури зазначеного феномену. Конкретизовано положення про художню грамотність як різновиду функціональної грамотності майбутнього вчителя музики і хореографії, яка формується у період довузівської профорієнтаційної підготовки. Визначені культурно-історичні зрізи розвитку методичних засад мистецької освіти, показана еволюція становлення провідних педагогічних принципів мистецької освіти у відповідності до закономірностей історичного розвитку мистецтва.
Розроблено методику діагностики рівня сформованості художньої компетентності майбутніх учителів музики та хореографії педагогічних університетів України і Китаю із застосування компаративістського підходу. Дисертація розкриває комплексну методику формування елементарної художньої компетентності майбутніх учителів музики і хореографії, що складається з принципів, педагогічних умов, етапів, методів, спеціально розроблених завдань, форм організації навчального процесу.
Работа посвящена теоретико-экспериментальному исследованию проблемы формирования художественной компетентности будущих учителей музыки и хореографии. Рассмотрена сущность инновационной стратегии компетентностного подхода в процессе подготовки специалистов высшего педагогического образования и определено понятие «инновационная стратегия компетентностного подхода».
Основой компетентности в исследовании представлена функциональная грамотность, что соответствует стратегии ЮНЕСКО и ООН на десятилетний термин исследования данного феномена. Обобщение научных подходов к исследованию функциональной грамотности в педагогике позволило конкретизировать положение о художественной грамотности как разновидности функциональной грамотности будущего учителя музыки и хореографии, которая формируется в период довузовской профориентационной подготовки. В диссертации художественная грамотность рассматривается как основа элементарной художественной компетентности. Элементарная художественная компетентность будущего учителя музыки и хореографии интерпретируется как интегрированное качество, которое формируется на начальном этапе обучения искусству и содержит в себе начальные знания, художественно-семантические, перцептивные, мыслительные навыки, опыт использования элементарных художественно-коммуникативных, художественно-познавательных умений в самостоятельном учебно-творческом процессе. Компонентно-функциональная структурная модель элементарной художественной компетентности будущих учителей музыки и хореографии построена на основе синкретического функционирования музыкального и хореографического исполнительства в учебном процессе студентов. Компонентами модели определены: художественно-коммуникативный, перцептивный; синкретическо-аналитический, познавательный; исполнительско-интерпретационный, технологический; методико - педагогический, самоорганизационный.
В основу построения методической концепции исследования заложены принципы, которые определены в ходе анализа эволюции развития художественного образования в контексте закономерностей развития искусства. Установлено, что принципы и методические взгляды изменялись в зависимости от функций искусства в определенных культурно-исторических срезах. Были выделены следующие принципы: учет полифункциональности искусства в обществе; связь теории, практики и творчества; взаимосвязь художественного метода, типа мышления и задач освоения художественной грамотности; опора на художественное восприятие; единство познания, переживания и творческой деятельности.
Разработана методика диагностики уровня сформированности художественной компетентности будущих учителей музыки и хореографии педагогических университетов Украины и Китая с ориентацией на компаративный подход. Диссертация раскрывает комплексную методику формирования элементарной художественной компетентности будущих учителей музыки и хореографии на начальному этапе обучения. Экспериментально доказана эффективность таких педагогических условий: целенаправленное использование интегрированных процессов на основе принципов исторического развития искусства; компетентная направленность исполнительских дисциплин на основе междисциплинарного синтеза; активизация учебно-воспитательного потенциала художественной коммуникативной среды. Позитивные сдвиги в распределении студентов по уровням в конце эксперимента доказали эффективность предложенной комплексной методики.
The dissertation research is devoted theoretical and practical investigation of the problem of forming future music and choreography teachers’ artistic competence. It was considered the essence of the innovation strategy of the competency approach in higher education teachers’ training and the definition of "innovation strategy of the competency approach". The essence and the structural model of the concept "future music and choreography teachers’ elementary artistic competence" were substantiated. The point about artistic skills was substantiated and specified theoretically as a kind of future music and choreography teachers’ functional skills, which is formed during the pre-university career-oriented training. This kind of functional skills was shown as the basis of elementary artistic competence in the research. Cultural and historical sections of the methodological principles of art education are identified.
A methodology of future music and dance teachers artistic competence’s level formation diagnosing of Ukrainian and Chinese pedagogical universities with focus on comparative approach. The dissertation reveals the complex technique of future music and dance teachers elementary art competence forming, which consists of pedagogical conditions, stages of implementation of specially developed tasks, principles and methods, specifically developed educational process’ forms, including a special course-workshop on "Fundamentals of artistic competence."