Дисертаційне дослідження присвячено актуальній психолого-педагогічній проблемі розвитку усного мовлення старших дошкільників із заїканням засобами арттерапії.
Визначені компоненти, показники та критерії оцінювання стану сформованості усного мовлення дітей старшого дошкільного віку із заїканням із урахуванням яких розроблено методику корекційного навчання усного мовлення дошкільників із заїканням засобами арттерапії.
Зміст методики представлений комплексним поєднанням традиційних логопедичних та арттерапевтичних технологій з метою формування вербальних (компонентів мовленнєвої системи) та невербальних (психоемоційних і психофізичних) процесів, що впливають на мовленнєву діяльність дитини із заїканням.
Розвиток усного мовлення старших дошкільників із заїканням засобами арттерапії сприяє особистісному становленню, оптимізації міжособистісних стосунків, відкриває можливості успішної соціальної інтеграції.
Диссертационное исследование посвящено актуальной психолого-педагогической проблеме развития устной речи детей старшего дошкольного возраста средствами арттерапии. В исследовании проанализированы научно-методические и социально-психологические аспекты проблемы связной речи. Конкретизировано содержание и структуру устной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Анализ и обобщение научно-теоретического и практического опыта разработанности проблемы развития устной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием дали возможность выявить влияние психоэмоциональных процессов в развитии речи и формировании коммуникативной компетентности, полноценного общения и личностного становления старшего дошкольника с заиканием.
Выявленное недостаточно эффективное состояние практической коррекционной работы по развитию устной речи детей с заиканием в отечественной педагогике, обусловило актуальность, цель и задачи исследования.
Определение компонентной структуры устной речи личности, показатели и критерии оценивания уровней сформированности устной речи, позволило разработать методический аппарат диагностирования особенностей и уровней развития устной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием средствами арттерапии с аналогичными показателями старших дошкольников с нормальным развитием.
Инновационные средства арттерапии реализуют комплексный подход к коррекционной системе обучения, производят мощное коррегирующее влияние на развитие речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
На основании учета особенностей сформированности устной речи детей с разными клиническими формами заикания, разработана методика коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием средствами арттерапии.
Содержание методики являет собой комплексное коррекционное воздействие традиционных логопедических технологий и арттерапев-тических средств с целью формирования вербальных (компонентов речевой системы) и невербальных (психоэмоциональных и психофизических) составляющих речевой деятельности ребёнка с заиканием.
Реализовывалась методика путём системного внедрения трёх взаимо-действующих этапов: 1) диагностико-превентивного, 2) корреционно-деятельностного, 3) коммуникативно-речевого.
Методика коррекции устной речи у старших дошкольников с заиканием средствами арттерапии построена на арттерапевтических занятиях, которые существенно отличаются по структуре и наполнению от обычных логопедических, музыкальных, логоритмических или занятий по изобразительному искусству.
Апробация методики продемонстрировала значительные положительные результаты, которые подтвердились в процессе статистической обработки данных, полученных в исследовании.
Установлено, что использование средств арттерапии не только способствует эффективному речевому развитию дошкольников, но и личностному становлению, оптимизации межличностных отношений, открывает возможности для успешной социальной интеграции детей с заиканием.
Dissertation research is dedicated to the urgent psychological and pedagogical problem of oral speech development by means of art therapy in senior preschool children who stammer.
Determined components, indexes and evaluation criteria of the formation of oral speech degree in senior preschool children who stammer were taken into consideration while creating a didactical a methodological system for teaching oral speech in these children by means of art therapy.
Content of the methodology represents complex integration of traditional logopedic and art therapeutic technologies for the purpose of formation verbal (components of speech system) and nonverbal (psychoemotional and psychophysical) which effect speech activity of child who stammer.
Oral speech development in senior preschool children who stammer by means of art therapy favours personal formation; opens opportunities for successful social integration.