У дисертації проаналізовано проблему процесу адаптації людини похилого віку до умов нового соціального середовища; подано теоретичний аналіз сучасних підходів до вирішення проблеми адаптації; виявлено наявні проблеми людей похилого віку, які мешкають в закладі соціального обслуговування; концептуально розкрито сутність і зміст понять «людина похилого віку», «адаптація», «соціальне середовище»; проведено комплексне соціологічне, психологічне та педагогічне дослідження, на основі чого створено модель адаптації людини похилого віку до умов нового соціального середовища, складовими якої є соціально-педагогічні умови, етапи входження літньої людини в нове соціальне середовища та механізми адаптації людини похилого віку. Розроблено критерії, показники і рівні адаптації людини похилого віку до умов нового соціального середовища та перевірено їх ефективність у соціально-педагогічній практиці.
Диссертационное исследование посвящено изучению процесса адаптации людей пожилого возраста к условиям новой социальной среды. В работе осуществлен теоретический анализ современных подходов к исследованию проблемы адаптации людей пожилого возраста к условиям новой социальной среды. Проанализированы понятия «человек пожилого возраста», «адаптация», «социальная среда», проведено комплексное социологическое, психологическое и педагогическое исследование жителей гериатрических пансионатов, на основании чего разработано критерии (социально-педагогический, психологический, физиологический), показатели и уровни адаптации (высокий, средний, низкий) человека пожилого возраста к условиям новой социальной среды и проверено их эффективность в социально-педагогической практике гериатрических пансионатов.
На этапе пилотного исследования выявлено внутренние (индивидуально психологические особенности человека пожилого возраста, возрастные изменения психики, неумение правильно общаться, несовместимость с микрогрупой) и внешние факторы (дефицит догоспитализованой информации, ограниченность занятости человека пожилого возраста, зависимость от медицинского персонала, ограничения бытового комфорта, психологическое осознание обреченности пребывания в гериатрическом пансионате), которые влияют на процесс адаптации человека пожилого возраста к условиям гериатрического пансионата, а также факторы, которые помогают и препятствуют успешной адаптация жителей гериатрических пансионатов к условиям новой социальной среды. Было выявлено факторы которые препятствуют позитивному адаптивному процессу пожилого человека к условиям новой социальной среды (дефицит информации в догоспитализованый период, отсутствие психологической готовности до изменения жизненного стереотипа, не взяты во внимание индивидуально-психологические особенности людей пожилого возраста, ограничение занятости жителей пансионатов, отсутствие возможности решать важные жизненные проблемы, несовместимость с микрогрупой).
Результаты проведенного комплексного исследования людей пожилого возраста легли в основу экспериментальной модели адаптации людей пожилого возраста к условиям новой социальной среды. Основу предлагаемой модели составляют социально-педагогические условия, которые разделены на уровни: индивидуальный (достижение внутренней гармонии, состояния уверенности, снижения уровня тревоги, повышение самооценки, формирование психологической стойкости); микрогруповой (достижение позитивного взаимодействия с людьми пожилого возраста, создание условий для увеличение круга общения, умение правильно излагать свое мнение, понимать других на невербальном уровне, научиться брать во внимание мнения других людей); макрогруповой (достижение состояния согласованности возможностей людей пожилого возраста с возможностями макросреды – посещение церквей, музеев, выставок), механизмы (деятельность, общение и самосознание). Составляющими модели также являются этапы адаптации человека преклонного возраста к новой социальной среде. К ним мы отнесли: ознакомительный этап (ознакомление с новой социальной средой жизнедеятельности); этап ситуативной дезадаптации (восприятие окружения как враждебного); этап начального взаимодействия (желание иметь коммуникативные связи); этап позитивного совместного взаимодействия (требования субъекта жизнедеятельности совпадают с возможностями среды жизнедеятельности).
К механизмам адаптации жителей гериатрических пансионатов было отнесено: деятельность – в основе этого механизма лежат такие его составляющие, как общение, труд, учение, они позволяют обеспечить полноценную включенность, активное приспособление человека пожилого возраста к новым условиям жизнедеятельности; общение – выступает не только как вид деятельности отдельного жителя гериатрического пансионата, но и как определенное взаимодействие социального работника со своими клиентами; самосознание пожилого человека – происходит формирование и осознание своей социальной принадлежности к социальной среде, в котором находится пожилой человек.
Разработано методическое пособие по внедрению в работу учреждений социального обслуживания технологий работы с людьми пожилого возраста; тренинг «Формирование навыков общения как основа успешной адаптации к новой социальной среде» для волонтеров, психологов и социальных работников, которые работают с людьми пожилого возраста.
The problem of the elderly people adaptation to the conditions of the new social environment has been analyzed in the thesis; the theoretical analysis of the modern ways of deciding adaptation problem has been given; the essence and content of the definitions «an elderly person», «adaptation», «social environment» have been discovered conceptionally; the complex social, psychological and pedagogical research has been made and as a result the model has been done with the following components: social-pedagogical conditions which foster a successful adaptation of the elderly people to the conditions of the new social environment on the agreement of the elderly person active participation in the offered forms of work. Criteria, indicators and levels of the elderly person adaptation to the conditions of the new social environment have been worked out and their effectiveness has been checked in a social-pedagogical practice.