DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10227
Title: Лінгвостилістична динаміка образу земля в українській поетичній мові
Authors: Калинюк, Наталія Василівна
Keywords: поетичний образ
слово-образ
поетична образна номінація
лексико-стилістична парадигма
динамічний номінативний ряд
асоціативно-образний ряд
поэтический образ
слово-образ
поэтическая образная номинация
лексико-стилистическая парадигма
динамический номинативный ряд
ассоциативно-образный ряд
a poetic image
a word-image
poetic imagery nomination
lexical-stylistic paradigm
a nominative dynamic range
an associative- figurative range
Issue Date: 2010
Publisher: Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова
Citation: Калинюк Н. В. Лінгвостилістична динаміка образу земля в українській поетичній мові : автореф. дис. ... канд. філол. наук : 10.02.01 / Н. В. Калинюк ; керівник роботи І. Я. Завальнюк ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.
Abstract: У дисертації досліджено семантику номінації земля в контексті поетичного вживання, визначено зміст категорійних лінгвостилістичних понять “поетична образна номінація”, “динаміка поетичного образу”. Розглянуто типологію контекстних значень аналізованого слова та пов’язаних із ним тематично й контекстуально лексем степ, поле, луг, лан, пісок, що формують динамічну лексико-стилістичну парадигму з генетично закоріненим у системі народної пісні образно-поетичним змістом. Установлено основні асоціативно-образні ряди, архетипні опозиції названих номінацій у їх зв’язку з розвитком фольклорної міфопоетики та динамічними процесами інтелектуалізації літературно-мовного вживання. Репрезентовано зміни поетичної семантики аналізованих одиниць в епітетних, метафоричних, компаративних словосполученнях. Досліджено ідіостильові маркери вживання номінацій, семантично й асоціативно підпорядкованих слову-образові земля.
Диссертация посвящена исследованию процессов лингвостилистической динамики образа земля по векторам от “фольклорного/ народнопоэтического” к “литературно-поэтическому”, представленного контекстами языка поэзии ХХ столетия. Отмечено, что образность поэтического языка связана с функционированием, а также с семантическим и эстетическим развитием в пространстве поэтических образов – специфической формы эстетического освоения действительности, а также описания действительности, которые не только подчинены внутренним законам функционирования поэтического слова, но и непосредственно отображают взаимосвязь языка с процессами мышления и познания, служат способом художественного обобщения действительности, конгломерируя информацию о связи слова с культурой. В отличие от форм и способов научного познания мира, вербализированных в форме абстрактних понятий, художественный образ всегда нацелен на сохранение и максимальное отображение предметно-чувственной сути познаваемого, отображении его целостности, жизненности, конкретности. Определено, что теоретическое углубление и практический анализ проблем образности и эстетичности как категориальных качеств поэтического языка на современном этапе развития украинской лингвостилистики осуществляется достаточно активно, с акцентом на том, что и образность, и эстетичность поэтического языка достигается именно благодаря авторским интенциям, нацеленности на обновление изобразительно-ассоциативного потенциала слова, на извлечение из лексической семантики новых содержательных нюансов, экспрессивных оттенков. Углубление познания эстетичности слова как носителя национально маркированной семантики выражено в ряде терминов и понятий – знак украинской этнокультуры, этнокультурный концепт (В.В. Жайворонок), языково-эстетический знак национальной культуры (С.Я. Ермоленко), этносимвол (В.В. Кононенко), эномифологема (Н.В. Слухай), лингвокультурема (В.А. Маслова, Л.И. Мацько, Н.С. Медвидь). Одновременно подчеркивается, что изучение эстетической динамики слова дает возможность репрезентировать его концептуальное смысловое ядро, установить координаты его лексико-тематических взаимосвязей как в произведениях одного жанра, стиля, так и в языке вообще, определить стилистические приёмы употребления. Концептуализация номинации земля в украинском поэтическом языке представлена в направлении поддержки мифопоэтического содержания слова, а также лингвостилистического обновления его поэтической семантики через расширение ассоциативно-образных связей, валентных оппозиций. Поскольку в национальном поэтическом языке образ земля квалифицируется как один из концептуальных, делается акцент на определении содержательного и эмоционального стержня народнопесенности, этнокультурного значения в сопоставлении с их отображением и модификацией, дополнением в литературных поэтических контекстах. Ключевыми в рассмотрении лингвостилистической динамики образа земля стали мифопоэтические представления о действительности, отображенные в оппозициях земля – жизнь, земля – смерть, земля – небо. Определено, что поэтические контексты дают четкое представление о смысловом разграничении бинарных оппозиций аксиосимволов земли – жизнь, смерть, могила, а также мать, кормилица, страдалица. Каждый из векторов оппозиций имеет характерные для них закрепленные длительной народнопесенной практикой образные маркеры – святая, сырая, черная, щедрая, родная, чужая, которые стают стимулами развития и расширения ассоциативных рядов с характерными для них отличиями в поэтических контекстах с мифопоэтическим содержанием и “общим” собственно поэтическим. Сделан акцент на том, что семантическое обновление номинации земля в поэтическом языке ХХ ст. соотнесено с сужением типов лексико-семантических вариантов (до четырех вместо шести в общеязыковом словаре: земля – планета, земля – суходол, пространство, земля – почва, земля – страна), на основе которых формируются слова-образы, поэтические образные словосочетания. Эти наблюдения подтверждаются и структурированием словарных статей в Словаре эпитетов украинского языка, в специальных справочниках по вопросам этнокультуры. В составе лексико-стилистической парадигмы земля рассмотрены поэтические номинации степь, поле, луг, песок, различающиеся по степени употребления и участия в концептуализации смыслового поля ‘земля’, в построении стабильных ассоциативных связей. Так, относительно образа степь определены ключевые (степь – Украина, степь – воля) и периферийные (степь – небо, степь – время, степь – хаос, мрак, зло) ассоциативно-образные ряды, на основе которых выстраивается фрагмент национальной пространственно-языковой картины мира. Для образа поле отмечена народнопесенная традиция использования эпитетных формул чистое поле, чужое поле в авторском поэтическом творчестве. Установлено, что новым в эпитетике слова-образа поле стал метонимический перенос смысломоделирующей цветовой характеристики из названий растений, растущих в поле (синий – василек, лен; красный – мак; желтый, золотой – пшеница, жито). В тоже время как традиционные охарактеризированы связь номинаций поле – смерть в контекстах с милитарной лексикой и участие номинации поле в пейзажных контекстах. Подчеркнуто, что народнопесенность номинации луг связана с ее орнаментальной функцией в фольклорных контекстах, в которых установлены структуры ассоциативно-образных текстовых рядов луг – гай, диброва, лес, луг – калина, верба, луг - печаль, страдание, отчаяние, характерная эпитетика (темный, чистый). В то же время в поэтическом языке пространственный аспект семантики выразительнее, поэты актуализируют не только горизонтальный (в лугах, на лугах, на лугу), но и вертикальный (спустить на луги, над лугами) контекст анализированного образа. Особенности употребления поэтической номинации лан в языке украинской поэзии ХХ в. в большинстве совпадают с функциональной нагрузкой лексем земля, поле, степь. Сравнительно низкая тексто- и метафорообразовательная нагрузка этой номинации не позволяет вычленить значительное количество семантических и образно-ассоциативных контекстных вариантов. Использованная методика лингвостилистического исследования показала, что народнопесенность образа песок связана с мифопоэтикой любви, ухаживания, с реализацией мотива смерти, экзистенции. В диссертации установлено, что лингвостилистическая динамика образа земля в языке поэзии ХХ века идет в неразрывной связи с энокультурным и собственно поэтическим значением лексем, которые в истории национального языка модифицируются в языково-эстетические знаки этой культуры. Их внутренняя форма наполняется представлениями, отображающими динамику материальных и духовных изменений в обществе, которые в процессе функционирования в характерных дискурсах приобретают символичный характер, концептуализируются и системно реализуються в языке разных авторов разных времен.
Semantics of the nomination the earth in a context of the poetic use is investigated , the maintenance categorial linguostylistic concepts "a poetic figurative nomination","dynamics of a poetic image are defined. Typology of contextual values of an analyzed word and lexemes which are connected with it thematically and contextually that form a dynamic lexical-stylistic paradigm with genetically implanted in system of a national song figurative-poetic maintenance a steppe, a field, a meadow, the sand are considered. The basic associative-shaped ranges, archetypical oppositions of the named nominations in their communication with development folklore mithopoetics and dynamic processes of intellectualization of the literary-language use are established. Changes of poetic semantics of analyzed units in epithetical, metaphorical, comparative word-combinations are presented Ideostilistic markers of the use of nominations, semantically and associative subordinates to a word-image the earth are investigated.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10227
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Kalynyuk.pdf328.45 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.