Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.03 - корекційна педагогіка. - Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2016.
Дисертаційне дослідження присвячене вирішенню проблеми формування семантичних полів слів у дітей середнього шкільного віку з тяжкими порушеннями мовлення. Подано цілісну характеристику особливостей розвитку семантичних полів слів у дітей середнього шкільного віку з типовим розвитком та ТПМ. Теоретично обгрунтовано, розроблено та експериментально перевірено методику поетапного формування семантичних полів слів у дітей з ТПМ середнього шкільного віку, їх компонентного складу, семантичних зв'язків, співвідношення величини ядер та псриферій, властивостей семантичних полів слів та рівня їх сформованості.
Систематизовано типи труднощів, що виникають у дітей з ТПМ у процесі формування семантичних полів слів, визначено засоби, методи та умови їх подолання. Результати дослідження довели педагогічну доцільність та ефективність запропонованої методики.
The thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences, specialty
13.00.03 - correctional pedagogy. - National M. Dragomanov Pedagogical University. - Kyiv, 2016. The research covers the pressing pedagogical problem of forming semantic fields of words as complex functional structures with their basic components, interconnected by various types of semantic relationships, which consist of a core and a periphery, and provide the ability of the speech system to represent the reality.
Wedevelopedandsubstantiatedthegradualmethodofformingsemanticfieldsofwords ofschoolchildrenwithseverespeechdisorders, which included three stages: indicative, accumulative, and that of harmonization of the semantic fields of the words. The complete implementation of the method was ensured by observance of general didactic and special principles. The substantial component of the proposed complex of activities covcred specially formed support groups of vocabulary, we considered the content of educational programs, text books and additional recommended literature for children of this age group, as well as mental, ethno-cultural, regional peculiarities and family traditions of intercourse. For the implementation of the remedial program we applied a complex of traditional and innovative methods and techniques. Reused various forms of work, namely, the system of individual and sub-group lessons, independent work of students (specially designed work books), and test tasks.
A comparison of the level of development of the semantic fields of words of the experimental and control groups before and after the forming experiment confirmed the efficiency of the developed method.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 - коррекционная педагогика. - Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова.- Киев, 2016.
Диссертационное исследование посвящено актуальной педагогической проблеме формирования семантических полей слов как сложных функциональных образований со своими базовыми компонентами, связанными между собой различными типами семантических связей, которые состоят из ядра и периферии и обеспечивают способность речевой системы к репрезентации окружающей действительности.
С учетом психолингвистических, лингвистических и нейропсихологических подходов разработана диагностическая методика, которая содержала два блока заданий: І блок изучение семантических полей слов на основе работы с текстами и сюжетными рисунками; 2 блок) изучение семантических полей слов на основе работы с сенсорными, предметными, словесными и иллюстративными стимулами. Обосновано и разработано содержание критериев оценки качества выполнения задач, что позволило определить особенности развития у детей среднего школьного возраста компонентного состава семантических полей слов, семантических связей, ядра и периферии, а также таких свойств семантических полей слов как, структуризация, трансляция, трансформация и реполяризация. Выявлено и обосновано четыре уровня сформированности семантических полей слов: высокий, средний, низкий и очень низкий.
Разработана и обоснована поэтапная методика формирования семантических полей слов у школьников с ТНР (тяжелыми нарушениями речи), которая включала три этапа: ориентировочный, накопительный и этап гармонизации семантических полей слов. Полноценная реализация методики обеспечивалась соблюдением общедидактичних и специальных принципов. Содержательная составляющая предлагаемого комплекса занятий охватила специально сформированные опорные группы лексики. Было учтено содержание образовательных программ, учебников и дополнительной рекомендуемой литературы для детей этой возрастной группы, а также ментальные, этнокультурные, региональные особенности и семейные традиции общения. Для реализации коррекционной программы был применен комплекс традиционных и инновационных методов и приемов. Использованы различные формы работы, а именно, система индивидуальных и подгрупповых занятий, самостоятельная работа учащихся (специально разработанные тетради) и тестовые задания.
Определены три типа проблем, которые наблюдались у детей с ТНР в процессе коррекционного обучения, на которые указывали специфические ошибки. Эмоционально-волевые - снижение мотивационной готовности к сотрудничеству, отсутствие инициативы в общении, не всегда адекватная реакция на похвалу и замечания, недостаточная осознанность потребности в развитии коммуникативных возможностей, сниженная работоспособность. Когнитивно-операционные выражались в трудностях перевода графических стимулов в словесные реакции и наоборот, выпадении элементов инструкции, неадекватное использование усвоенных моделей построения семантических полей в работе с деформированными, мозаично разрушенными и частично созданными полями. А семантически-информационные определялись низким уровнем знаний содержания предложенных лексических тем, ошибочным трактованием значения слов, трудностями выделения основных и подчиненных связей в рамках семантических полей слов, ориентацией только на один из предложенных стимулов, и игнорирование значения других.
Сравнение показателей уровней сформированости семантических полей слов экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего эксперимента подтвердило эффективность разработанной методики.