Дисертація є комплексним науковим дослідженням системи прав людини та громадянина в контексті захисту прав пацієнта за допомогою державних і громадських правозахисних механізмів.
Дисертантом запропонована авторська класифікація прав людини у сфері охорони здоров’я: конституційно визначені права людини та громадянина; загальні та спеціальні права пацієнтів.
Проаналізовано застосування способів захисту прав пацієнта: система оскарження, за допомогою якої вирішуються правові конфлікти у сфері охорони здоров’я; звернення до інститутів судочинства; застосування примирювальних процедур; звернення до недержавних організацій та інших інституцій громадянського суспільства.
Розглянуто систему дефектів надання медичної допомоги та види юридичної відповідальності медичних працівників як наслідок юридичного конфлікту.
Вироблено систему критеріїв ефективності способів захисту прав пацієнта; виділено головні критерії класифікації недержавних організацій із захисту прав пацієнтів та розкрито основні напрями їх діяльності.
Диссертация посвящена комплексному научному исследованию реализации прав человека и гражданина в контексте защиты прав пациента с помощью государственных и общественных правозащитных механизмов.
Сформулировано авторское определение понятия „пациент” как человека независимо от возраста, пола, расы, вероисповедания, национальности, состояния здоровья и других элементов, который реализует своё право на получение медицинской помощи.
В диссертационном исследовании осуществлена теоретико-правовая классификация прав человека в сфере охраны здоровья: конституционно определенные права человека и гражданина, относящиеся к сфере охраны здоровья как непосредственно, так и опосредованно; общие права пациентов; специальные права пациентов в зависимости от направления медицинской деятельности, от особенностей болезни пациента и от особенностей отдельных групп пациентов.
Рассмотрена система дефектов предоставления медицинской помощи и виды юридической ответственности медицинских работников как последствия возникшего юридического конфликта. К общепринятой системе дефектов предоставления медицинской помощи (медицинская ошибка, нещасный случай, профессиональное преступление) диссертант предлагает уточнение, которое базируется на замене понятия „профессиональное преступление” на более широкое за значением понятие „профессиональное правонарушение”.
В работе анализируются способы защиты прав пациента: обжалование нарушенных прав в сфере охраны здоровья, обращение к судебным институтам, проведение переговоров между пациентом и медицинским работником, обращение к медиатору, а также обращение в третейский суд, к общественным организациям по защите прав пациентов и другим общественным институтам.
Диссертантом сформулированы критерии эффективности способов защиты прав пациентов: нормативная урегулированность, простота обращения, объём финансовых затрат пациента, сроки решения вопроса, гарантированность государством реализации защиты, квалифицированность адресата обращения в юридических аспектах дела, заинтересованность адресата обращения в реагировании на обращение.
Проведена классификация негосударственных организаций других общественных институтов по защите прав пациентов по таким критериям: цель деятельности, порядок легализации, нормативное регулирование, территориальный статус; организационно-правовая форма, субъектная направленность, направления деятельности.
Среди основных направлений деятельности общественных организаций по защите прав пациентов диссертант выделил правозащитную работу, правообразовательную работу, научную и законодательную аналитику.
Thesis is the complex scientific research of the system of human and citizen rights in the context of patient rights protection with the help of state and public mechanisms.
The author proposes the classification of human rights in the sphere of health protection: human and citizen rights established by the Constitution; general and special patient rights.
Such methods of patient rights protection: the system of appeal which is used to resolve law conflicts in the sphere of health protection; judicial recourse; use of conciliatory procedures; application to nongovernmental organizations and another public institutions are analyzed.
The system of defects of medical care providing and forms of judicial responsibility of medical workers as result of judicial conflict are considered.
The system of effectiveness criterions of protection of patient rights methods was worked out; main criterions of classification of nongovernmental organizations specialized on patient rights protection were distinguished and main directions of their functioning were analyzed.