В статті викладено методику організації та основні результати констатувального і формувального експериментів, проведених з метою визначення ефективності навчально-реабілітаційної діяльності спеціального закладу як відкритої соціально-освітньої системи. На основі математико-статистичного аналізу доведено, що ефективність цієї діяльності залежить від кумулятивного впливу п’яти ключових факторів: якісного інклюзивного навчання; набуття учнями життєвої компетентності як головної передумови їх здатності і готовності до успішної життєдіяльності в умовах актуального соціокультурного простору; ефективності лікувально-реабілітаційного процесу; інноваційного потенціалу педагогів, достатнього для забезпечення навчально-реабілітаційної діяльності спеціального закладу як відкритої соціально-освітньої системи; якості професійної діяльності педагогів спеціального закладу освіти.
В статье изложена методика организации и основные результаты констатирующего и формирующего экспериментов, проведенных с целью определения эффективности учебно-реабилитационной деятельности специального заведения как открытой социально-образовательной системы. На основе математико-статистического анализа доказано, что эффективность этой деятельности зависит от кумулятивного влияния пяти ключевых факторов: качественного инклюзивного обучения; приобретения учащимися жизненной компетентности как главного условия их способности и готовности к успешной жизнедеятельности в условиях актуального социокультурного пространства; эффективности лечебно-реабилитационного процесса; инновационного потенциала педагогов, достаточного для обеспечения учебно-реабилитационной деятельности специального заведения как открытой социально-образовательной системы; качества профессиональной деятельности педагогов специального учебного заведения.
The article reveals the methodology of organization and main results of ascertaining and formative experiments conducted to determine the effectiveness of educational and rehabilitation activities of the special institution as public social and educational system. Based on mathematical and statistical analysis the article demonstrated that the effectiveness of this activities depends on the cumulative effect of the five key factors: the quality of inclusive education; the development of life competencies of children as the main condition for their ability and readiness for a successful life in contemporary socio-cultural space; the effectiveness of treatment and rehabilitation process; the innovation capacity of teachers that is sufficient to provide educational and rehabilitation activities of the special institution as public social and educational system; the quality of professional work of teachers of special education institution.