У статті розглядаються проблемні питання психологічної безпеки інклюзивного освітнього середовища. Здійснено теоретичний аналіз поняття інклюзивного освітнього середовища, розглянуто його особливості. Визначено, що важливим параметром освітнього середовища є його психологічна безпека. Проаналізовано сутність психологічної безпеки інклюзивного освітнього середовища загалом і психологічної безпеки дітей та молоді з обмеженими фізичними можливостями у зазначеному середовищі. Загалом, психологічна безпека освітнього середовища розглядається як стан середовища вільний від проявів психологічного насильства, що сприяє задоволенню основних потреб особистості, забезпечує його психічне здоров’я. Психологічна безпека особистості, яка забезпечує мобільність реагування на небезпеку, обумовлюється власними характеристиками індивіда, значною мірою залежить від нього самого. Встановлено, що формування психологічної безпеки особи з інвалідністю в інклюзивному освітньому середовищі має певні відмінності, які зумовлюються, насамперед, особливостями психофізичного розвитку таких осіб, характером міжособистісних стосунків у процесі навчальної взаємодії. Вказано на необхідність психологічного супроводу осіб з інвалідністю як необхідної умови формування безпечного інклюзивного освітнього середовища; навчання дітей та молоді з обмеженими фізичними можливостями методам саморегуляції, формування у них відповідних психофізичних якостей, умінь долати психічні стреси.
В статье рассматриваются проблемные вопросы психологической безопасности инклюзивной образовательной среды. Осуществлѐн теоретический анализ понятия инклюзивной образовательной среды, рассмотрены его особенности. Определено, что важным параметром образовательной среды является еѐ психологическая безопасность. Проанализована сущность психологической безопасности инклюзивной образовательной среды в целом и психологической безопасности детей и молодѐжи с ограниченными физическими возможностями в указанной среде. В целом, психологичечкая безопасность образовательной среды рассматривается как состояние среды свободное от проявлений психологического насилля, что содействует удовлетворению основних потребностей личночти, обеспечивает еѐ психическое здоровье. Психологическая безопасность личности, которая обеспечивает мобильность реагирования на опасность, обусловлена личными характеристиками индивида, в значительной степени зависит от него самого. Установлено, что формирование психологической безопасности лиц с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде имеет определѐнные отличия, обусловленные, в первую очередь, особенностями их психофизического развития, характером межличностных отношений в процессе учебного взаимодействия. Указывается на необходимость психологического сопровождения лиц с инвалидностью как необходимого условия формирования безопасности инклюзивной образовательной среды; обучения детей и молодѐжи с ограниченными физическими возможностями методам саморегуляции, формированию у них соответствующих психофизических качеств, умений преодолевать психические стрессы.
The article deals with the problematic issues of psychological security of inclusive educational environment. Carried out a theoretical analysis of the concept of inclusive educational environment, examined his features. It is determined that an important parameter of the educational environment is its psychological security. Analyzed the essence of psychological security of inclusive educational environment in general and psychological safety of children and youth with disabilities in the specified environment. In General, psychological safety of the educational environment is considered as the state of the environment free from manifestations of psychological abuse, contributing to the satisfaction of the basic needs of the individual, provides his mental health. Psychological security of the person, which provides mobility response to the danger caused by the own characteristics of the individual largely depends on him. It is established that the formation of the psychological safety of the person with disabilities in inclusive educational environment has certain differences, which is primarily due to the special needs of such persons, the nature of interpersonal relationships in the educational process of interaction. Indicated the need for psychological support for persons with disabilities as necessary conditions for the formation of a safe and inclusive learning environment; teaching children and youth with disabilities methods of self-regulation, the formation of their respective mental and physical qualities, skills to overcome mental stress.