У статті нами було проаналізовано журнали педагогічної та історико-культурної тематики в часових межах від 1860 до 1923 року («Вестник воспитания», «Журнал Министерства народного просвещения», «Народное образование», «Образование», «Путь просвещения», «Русская школа», «Педагогический сборник», «Педагогический листок (для родителей и воспитателей)») щодо виявлення матеріалів про навчання та виховання дітей з особливими потребами. Встановлено, що в означений період головна увага у вітчизняній та закордонній педагогічній періодиці надавалася питанням навчання та виховання (використовуються терміни того часу) глухонімих, сліпих, сліпоглухонімих, ненормальних, подолання заїкання, а також психологічним особливостям таких дітей. Окрім цього, розглядалися й інші важливі питання та проблеми навчання і виховання дітей з особливими потребами, а саме: мережа і діяльність навчальних закладів для глухонімих, сліпих та ненормальних; підготовка педагогічних кадрів для цієї категорії дітей, також і серед сліпих; діяльність губернських земств з народної освіти; розумово відсталі та догляд за ними в перші роки життя; причини розумової недостатності у дітей; методи викладання в Національному інституті для сліпих в Парижі; досвід виховання ненормальних дітей; що зроблено для полегшення життя сліпих; як сліпі читають, пишуть та друкують книги, а також інші питання та проблеми. В матеріалах також даються практичні поради.
В статье нами были проанализированы журналы педагогической и историко-культурной тематики во временных рамках от 1860 до 1923 года («Вестник воспитания», «Журнал Министерства народного просвещения», «Народное образование», «Образование», «Путь просвещения», «Русская школа», «Педагогический сборник», «Педагогический листок (для родителей и воспитателей)») по выявлению материалов об обучения и воспитания детей с особыми потребностями. Установлено, что в указанный период главное внимание в отечественной и зарубежной педагогической периодике предоставлялась вопросам обучения и воспитания (используются термины того времени) глухонемых, слепых, слепоглухонемых, ненормальных, преодолению заикания, а также психологическим особенностям таких детей. Кроме этого, рассматривались и другие важные вопросы и проблемы обучения и воспитания детей с особыми потребностями, а именно: сеть и деятельность учебных заведений для глухонемых, слепых и ненормальных; подготовка педагогических кадров для этой категории детей, также и среди слепых; деятельность губернских земств по народному образованию; умственно отсталые и уход за ними в первые годы жизни; причины умственной недостаточности у детей; методы преподавания в Национальном институте для слепых в Париже; опыт воспитания ненормальных детей; что сделано для облегчения жизни слепых; как слепые читают, пишут и печатают книги, а также другие вопросы и проблемы. В материалах также даются практические советы.
In this paper, we have analyzed logs educational, historical and cultural topics in the time between 1860 to 1923 years to identify materials for training and education of children with special needs. Found that in the set period the focus of domestic and foreign periodicals teaching given to training and education (the terms of the time) deaf, blind, deaf-blind, abnormal, overcome stuttering, and psychological features of children. Also discussed are other important issues and challenges of training and education of children with special needs, such as: network activity and schools for the deaf, blind and abnormal; training of teachers for these children, and also among the blind; activity Provincial Board of Public Education; mentally retarded and care for them in the first years of life; causes of mental deficiency in children; teaching methods at the National Institute for the Blind in Paris; experience abnormal upbringing of children; What has been done to make life easier for the blind; as the blind read, write and print books, as well as other issues and problems. In materials also given practical advice.